Прикосновение к России История

Прикосновение к России

Мария Каллас встречает Елену Образцову

Издательство «Бослен» выпустило двухтомник «Оперный бал Елены Образцовой» – документальную биографию, обобщившую архивные документы из собрания Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой», свидетельства мемуаристов, отзывы критиков. Автор Михаил Пащенко прочертил линию жизни и творчества великой оперной певицы от первых до последних дней, вписав ее в контекст событий и персон эпохи. Издание снабжено редкими фото. С разрешения автора мы публикуем фрагмент из книги.

*  * *

Контакт Каллас с Россией был мимолетным прикосновением, но оставил след в истории благодаря ее личной встрече с Еленой Образцовой – величайшей оперной примадонной следующего поколения. Эта встреча была случайной, их общение – почти что эзотерическим. Оно не включало обсуждение профессиональных вопросов, а шло по линии духовного родства двух больших художников пения.

Когда Образцова только начинала свою карьеру, то услышала записи Каллас и влюбилась в ее особый, не самый совершенный голос – как она говорила, «голос со слезой». Потом авторитетные западные критики и специалисты по истории вокального искусства не раз сравнивали Образцову именно с Каллас: за голос, в одном звучании которого уже «виден» человеческий характер, за пение-театр, за то, что спеть ноты для нее далеко не всё.

В конце 1969 года оперная труппа Большого театра прибыла на месячные гастроли в Париж. «Борис Годунов», открывавший их 22 декабря, превратился в пышное великосветское событие. В партии Марины Мнишек Образцова стала главной сенсацией вечера. 23 декабря, еще не отойдя от эйфории, Образцова отправилась в Пале Гарнье на следующий гастрольный спектакль – «Евгений Онегин». Устроитель гастролей журналист-коммунист Жорж Сориа, глава основанного им с Луи Арагоном «Литературного и артистического агентства по культурному обмену», встретил Образцову, а в антракте представил ее Марии Каллас, которая сидела в соседней ложе. Хорошо выученный в школе французский помогал Образцовой поддерживать общение. Она сказала Каллас: «Вы мое божество!» Каллас позвала ее в свою ложу дальше слушать спектакль вместе. Ощущение внутренней близости возникло, как рассказывала Образцова, когда она случайно задела Каллас коленкой и почувствовала электрический разряд. Каллас тоже внимательно взглянула на Образцову.

Мария Каллас с Еленой Образцовой и Александром Огнивцевым в фойе Пале Гарнье в антракте спектакля «Евгений Онегин». Париж. 23 декабря 1969

Звездой того спектакля должна была стать Галина Павловна Вишневская, которую французская пресса настойчиво рекламировала как «советскую Каллас». Но ей не повезло. В тот зимний вечер, выступая перед настоящей Каллас, она оказалась далеко не в лучшей форме и разочаровала критиков, слышавших ее несколькими годами ранее в «Аиде». По словам видного музыковеда Антуана Голеа, она «завышала, не щадя ушей, и была бесчувственна», так что Татьяну даже затмила Ольга в дивном звучании Тамары Синявской.

Больше на спектакли Большого Каллас не приходила. После «Онегина», подхватив Образцову, она отправилась на сцену поздравлять артистов. Когда коллеги увидели Образцову рядом с Каллас, то сразу восприняли это как следующую серию ее триумфа, как еще одно подтверждение ее прорыва в лигу мировых звезд. На сцене Каллас общалась с Вишневской и Ростроповичем, познакомилась с министром культуры СССР Фурцевой. Маквала Филимоновна Касрашвили рассказывала, что, глядя на Каллас в окружении «небожителей», не сочла корректным запросто подойти к ней. Тогда она крикнула: «Лена, позови меня!» Образцова сделала  приглашающий жест и представила подругу Марии Каллас.

Только в поздние годы Образцова рассказала, чем закончилась та встреча, и Касрашвили подтверждает достоверность ее рассказа: Каллас позвала Образцову уйти вместе с ней и повезла в расположенный недалеко от Оперы ресторан «Максим». Образцова уже побывала там днем ранее на приеме, который министр культуры Франции Эдмон Мишле устраивал в честь советской коллеги Фурцевой по окончании «Бориса Годунова» (реальный респектабельнейший «Максим» не имеет ничего общего с «Максимом» из оперетты Легара «Веселая вдова», где он переместился на Монмартр и стал аналогом «Мулен Руж»).

Теперь они сидели вдвоем, перед ними были устрицы и белое вино, и Каллас до четырех утра сплошным монологом изливала Образцовой душу.

Она во всех подробностях повествовала о своих трагических отношениях с Аристотелем Онассисом, о своей огромной любви, которую годом ранее корыстный миллиардер предал ради «делового» брака с Жаклин Кеннеди. Образцова только слушала, а вернувшись в отель, сразу же записала весь разговор. В ее архиве такой записки сегодня нет.

Одной из звезд гастролей советской оперы была Екатерина Алексеевна Фурцева, «прекрасная товарищ министр», как о ней писали французские газеты. Она была ярким публичным политиком и умела по-парижски одеться и выглядеть. Встретив Каллас на сцене после «Онегина», Фурцева сразу же пригласила ее летом в Москву в жюри IV Международного конкурса имени П.И.Чайковского. Потом Каллас говорила, что все время мечтала попасть в Россию и потому воспользовалась приглашением.

Каллас прибыла в Москву к третьему туру конкурса в статусе «личного гостя министра культуры СССР» вместе с подругой и компаньонкой Вассо Деветци – греческой пианисткой из круга композитора-коммуниста Микиса Теодоракиса. Деветци несколько лет провела в СССР, где выступала среди прочих с Баршаем, Ойстрахом и Ростроповичем, и говорила по-русски. Остановились в гостинице «Россия», часть времени прожили у Фурцевой на даче. Для Деветци Фурцева моментально организовала запись с Московским камерным оркестром Рудольфа Баршая двух концертов Моцарта.

20 июня 1970 года в составе жюри Каллас вышла в зал Колонного зала Дома союзов. В СССР к тому времени уже издавались ее сольная пластинка и полная запись «Лючии ди Ламмермур», ее имя было прекрасно известно советской публике – ее встретили овацией.

В тот вечер Каллас впервые услышала Образцову. Выступление Образцовой в финале было феерическим.

Она исполняла свои коронные «Орлеанскую деву» Чайковского и «Фаворитку» Доницетти, а также в качестве арии из оперы современного композитора – редкостную для СССР арию Иокасты из «Царя Эдипа» Стравинского.

Атмосфера конкурса вокалистов была душной. Ждали команду конкурсантов из США и Западной Европы, на борьбу выдвинули сильнейшую команду молодых советских певцов. Но, хотя слава Конкурса Чайковского гремела по миру, вокальный раздел не привлек ярких иностранцев и превратился в смотр достижений советской школы. Большой театр собрал группу перспективной молодежи, которую возглавила Тамара Синявская – делегат Съезда Комсомола (1966) и главная надежда Большого. Она интенсивно готовилась к конкурсу со своим педагогом Дорой Борисовной Белявской (ученицей Этторе Гандольфи) и была на взлете своей карьеры. По этой причине Образцова, тоже направленная театром на конкурс, на него не собиралась. Ситуация прямой конкуренции с коллегой, которую к тому же так активно продвигали, слишком явно отдавала интригой, а любая премия, кроме первой, разом снесла бы ее с ведущей позиции в театре, на которой она уже утвердилась только что, в апреле, получив звание заслуженной артистки РСФСР. Тогда Образцову вызвала Фурцева и объяснила, что она нужна на конкурсе не как надежда, а как гарантия: первая премия не должна уйти из страны. Отказаться было невозможно. Образцова пошла на погружение в опасную своей непредсказуемостью историю. Как шли два дня подряд их дни рождения, так и на жеребьевке Синявская и Образцова получили два номера подряд – только сравнивай, кто лучше. У всех членов жюри они получали одинаковый высокий балл и неизбежно разделили первую премию.

Неофициальным заместителем председателя жюри А.В.Свешникова была Ирина Константиновна Архипова. Она говорила по-итальянски и опекала Каллас, усадив почетную гостью рядом с собой. После последнего прослушивания 22 июня состоялось заседание жюри по обсуждению финалистов и распределению мест. Каллас на нем не появилась. Однако впоследствии называла своих фаворитов: Образцова, Синявская, Нестеренко. Ее выбор совпал с единогласными решениями жюри по этим трем кандидатурам. Архипова выслушала и особое мнение Каллас насчет выступления Образцовой: конкурс – для начинающих артистов, и уже состоявшимся знаменитостям на нем не место.

Каллас с Деветци отправились в Ленинград. Известно, что за два дня, 23–24 июня, они были в Петергофе и в Кировском театре на балете «Раймонда». После спектакля Каллас пригласили на встречу с руководством театра. Для театральной многотиражки «За советское искусство» главный режиссер Роман Иринархович Тихомиров передал основные моменты того разговора. Этот материал стал единственным большим интервью Каллас советской прессе.

Мария Каллас на сцене Кировского театра с артистами после спектакля «Раймонда». Ленинград. 24 июня 1970. Фото из газеты «За советское искусство»

Каллас, закончившая карьеру в 1965 году, здесь позиционирует себя как действующую певицу, имеющую 40-50 выступлений в год. Она утверждает, что основы итальянской школы пения разрушаются с уходом старых профессоров, уносящих с собой свои секреты. Общим недостатком она считает недостаточное внимание к озвучиванию «груди», следствием чего становится зажатое «горловое» звучание без тембра, плохо слышное в зале: «Должен петь весь организм, должна быть беспредельная вокальная свобода». В этой поездке самым сильным впечатлением для нее стала доброжелательность советских людей и фотографии разрушенного немцами Петергофа, который она увидела полностью восстановленным: «Поэтому я, как и вы, ненавижу фашизм».

25 июня Каллас уже присутствовала в Большом зале Московской консерватории на торжественной церемонии награждения и концерте лауреатов первых премий конкурса. Евгений Евгеньевич Нестеренко только готовится к переходу в Большой театр, он пока еще ленинградец, не слыхал о том, что Образцова знакома с Каллас по Парижу, и поэтому просто остолбенел: «После вручения премий в Большом зале консерватории перед концертом лауреатов все ушли в хоровые помещения. Там было что-то вроде фуршета. Организовали, как обычно, очень бездарно: небольшая комната, толчея, сесть не на что. И только один диван. На нем Мария Каллас, и рядом с ней Образцова полулежит, откинувшись… Две примадонны беседуют о чем-то на равных… Кругом них все стоят, Леонид Борисович Коган подходит к Каллас за автографом, как робкий ученик… Ну, думаю, вот это Ленка наша дает!»

26 июня, в свой последний московский день, Каллас побывала на приеме в честь завершения конкурса, который проходил в Кремлевском Дворце съездов.

Мария Каллас, Елена Образцова и Галина Олейниченко на приеме в Кремлевском дворце съездов по случаю завершения Конкурса имени Чайковского. Москва. 26 июня 1970