Lutosławski. Concerto for Orchestra, Partita for Violin and Orchestra & Novelette.<br>Christian Tetzlaff, Jouko Laivuori, Finnish Radio Symphony Orchestra, Nicholas Collon<br>Ondine Релизы

Lutosławski. Concerto for Orchestra, Partita for Violin and Orchestra & Novelette.
Christian Tetzlaff, Jouko Laivuori, Finnish Radio Symphony Orchestra, Nicholas Collon
Ondine

Два года назад Оркестр Финского радио возглавил англичанин Николас Коллон; за это время коллектив записал под его руководством уже пять дисков. Первый был посвящен Яну Сибелиусу, второй — Томасу Адесу, еще два — классику польской музыки ХХ века Гражине Бацевич и нашей современнице Лотте Веннякоски.

Нынешний альбом — приношение Витольду Лютослав­скому к 110-летию со дня его рождения — продолжает репертуарную линию Ханну Линту, предыдущего шефа оркестра. За его пультом маэстро записал все симфонии польского авангардиста — эти релизы также удостоены многочисленных наград, как и запись двух скрипичных концертов Бартока, сделанная с Кристианом Тецлаффом — одним из лучших скрипачей нашего времени. Участие Тецлаффа украшает и новый альбом — здесь он солирует в Партите для скрипки с оркестром (1988). Ее окружают Концерт для оркестра (1954) — одно из наиболее популярных и доступных сочинений Лютослав­ского — и раритетная «Новелетта» (1979), компактная программа длится ровно час.

Как и на предыдущих альбомах, Оркестр Финского радио звучит великолепно, и это не сюрприз, тогда как взгляд Коллона и его подопечных на музыку Лютослав­ского из XXI века кажется неожиданным — как минимум поначалу. Лютославский, чье имя мы и сегодня называем в ряду крупнейших представителей послевоенного авангарда, предстает абсолютным классиком, а его произведения разных десятилетий, в свое время рассматривавшиеся как разные этапы долгого извилистого пути, воспринимаются практически как единое целое.

Пожалуй, лишь по завершающей программу «Новелетте» — пятичастной оркестровой пьесе четверть часа длиной — слышно, каким оригинальным новатором был Лютославский, какой изощренности могло достигать его мастерство даже в тех сочинениях, которые он не считал слишком удачными. Кульминация — шестиминутный финал, где почти импрессионистская красота переборов арфы и соло деревянных духовых соседствует c виртуозным концертированием разных оркестровых групп. И если представить себе слушателей, для которых этот диск станет первой встречей с Лютославским, немного досадно, что такой яркий пример его индивидуального письма помещен в конец программы, а не в начало.

Безусловно, яркости хватает и открывающему диск Концерту для оркестра, но даже относительно своего времени он устремлен в недавнее прошлое — к Бартоку, Хиндемиту, Онеггеру. Что не мешает Лютославскому быть уже на этом этапе мастером оркестровки и драматургии — особенно в финале, где впечатляют и выписанность многочисленных соло, и калейдоскопическая смена эпизодов, и органичность сочетания симфонизма с танцевальностью. Тем удивительнее, что Партита после Концерта звучит как его прямое продолжение — а разделяет их треть столетия: словно к концу пути Лютославский всматривается в прошлое, отсекая от своего авангард­ного настоящего все лишнее. Партита — образцовое позднее сочинение в лучшем смысле слова: музыка, написанная с максимумом мастерства и экономности одновременно. Жаль, что ее играют нечасто — скрипке есть где развернуться, особенно в финале, где она и форте­пиано как будто на дуэли выясняют, у кого из них более важная и трудная роль. Сама по себе форма партиты с подчеркнутыми аллюзиями на барочные танцы, несомненно, отсылает к Баху, и Тецлафф преподносит Партиту с поистине баховской ясностью.