The Rolling Stones<br>Hackney Diamonds<br>Geffen Records Релизы

The Rolling Stones
Hackney Diamonds
Geffen Records

Несмотря на то, что новый ветеранский альбом ждать пришлось целых восемнадцать лет, кажется, что никто, кроме нескольких совсем уж погрязших в снобизме критиков, разочарованным не остался. Будем честны: никакого нового звучания от «Стоунз» ожидать давно не приходится. Начиная с пластинки 1976 года Black and Blue, два «движка» команды — Мик Джаггер и Кит Ричардс — не определяли музыкальную моду, а просто столбили в ней свое место. Фанк, диско, панк-рок и «новая волна» — все эти актуальные на каждом временном отрезке жанры ловко вплетались в каждый новый альбом «Стоунз», но лейтмотивом везде выступал их любимый ритм-энд-блюз разной степени тяжести.

Начиная же с альбома Steel Wheels (1989), плавно проходя через Voodoo Lounge (1994), Bridges to Babylon (1997) и завершая A Bigger Bang (2005), после которого повисло затянувшееся молчание, команда работала в проверенном жестком, заводном, энергичном стадионном рок-н-ролльном ключе. Блюзовую свою принадлежность раскрывали лишь за счет отдельных песенных книксенов, да альбома Blue & Lonesome (на нем поначалу вроде бы должен был появиться новый материал, но на деле все свелось к компиляции все тех же переосмысленных блюзовых стандартов). Ну да, за все эти годы «Стоунз» поддразнивали поклонников то появлением одного нового трека Doom and Gloom на сборнике GRRR! (5 LP), то синглом Living in a Ghost Town, выпущенным в локдаун и ему же и посвященным.

Тезисно по деталям Hackney Diamonds, в названии которого заложено жаргонное выражение, означающее разбитое во время налета витринное или автомобильное стекло, — почти все и сразу. Во время записи нового альбома «Стоунз» умер бессменный участник группы — Чарли Уоттс. Тем не менее его барабаны в тандеме с бас-гитарой давно покинувшего команду второго члена классической ритм-секции Билла Уаймена и бодрыми клавишами Элтона Джона звучат на Live by the Sword и на Mess It Up (упругом фанко-­дисковом треке, на мой взгляд — одном из лучших на альбоме). Продюсировал пластинку модный Эндрю Уотт, одинаково успешно раскрывшийся как с рокерами (Оззи Осборн, Игги Поп, Pearl Jam), так и с попсой (Бритни Спирс, Джастин Бибер, Селена Гомес), — хороший коммерческий ход: хотели бы показать свою рок-крутизну, пригласили бы Рика Рубина. В энергичном панк-номере Bite My Head Off на бас-гитаре отметился сэр Пол Маккартни, когда-то игравший в группе, с которой более чем полвека назад у «Стоунз» было что-то вроде конкуренции. Конечно же, есть сольный номер Кита Ричардса Tell Me Straight — красивая нарочито просто баллада. Стиви Уандер и Леди Гага поучаствовали в записи отменной песни Sweet Sounds Of Heaven, а финалом звучит Rolling Stone Blues — перефразированный номер главного блюзового вдохновителя «Стоунз» Мадди Уотерса. Вычурная гламурная галиматья на конверте пластинки — самая аляповатая за всю историю оформления альбомов группы: хотели алмаз, но вышла бижутерия. К счастью, к самой пластинке этот лубок отношения не имеет.

Итог по музыке — все верно и честно. Мик Джаг­гер — король вокального фитнеса; лучшая «олдскульная» гитарная пара — Кит Ричардс и Ронни Вуд; ритм-секция — многолетний «сессионщик» басист Дэррил Джонс и барабанщик Стив Джордан — теперь «черная» в прямом и переносном смысле — то что нужно для ритм-энд-блюза. Это не альбом откровений, если мы всерьез не обсуждаем неизменно игривые тексты, не альбом музыкальных прорывов, находок и изысков.

Hackney Diamonds — заводная рок-н-ролльная пластинка без слабых номеров, которая отлично будет играться в туре и все так же доставлять беспокойство соседям, если вы включите ее на том уровне, на котором всегда слушали The Rolling Stones. Они, как всегда, не подвели.