Vince Clarke<br>Songs of Silence<br>Mute Релизы

Vince Clarke
Songs of Silence
Mute

Британец Винс Кларк – одна из системообразующих фигур синтезаторной поп-музыки конца XX века. Кларк стоял у истоков таких групп, как Depeche Mode (с которыми вскоре расстался из-за творческих разногласий), Yazoo и Erasure. Во всех трех группах Винсент был одинаково хорош в двух совершенно разных качествах – он был и серийным автором поп-хитов, и изобретательным продюсером-аранжировщиком, мастером аналогового синтезаторного звука. И хотя его главные достижения случились скорее в поп-пространстве (место в истории он заслужил уже хотя бы за авторство песен I Just Can’t Get Enough, Don’t Go, A Little Respect и Love to Hate You), но в последние годы его увлекает скорее стезя электронщика-экспериментатора. Не бросая свой основной и самый долгоиграющий проект Erasure, Винс вот уже двадцать с лишним лет довольно активно выпускает экспериментальные пластинки, объединяя усилия то с коллегами по синти-поп-цеху начала 1980-х (вместе с Мартином Гором из Depeche Mode он записал техно-альбом под именем VCMG, с Мартином Уэром из Human League и Heaven 17 – целую серию релизов под маркой The Clarke & Ware Experiment), то с электронщиками помоложе (танцевальный альбом в дуэте с Полом Хартноллом из Orbital).

Сольными записями Винс занимался как бы нехотя: к 2023 году в его дискографии накопилось несколько соло-релизов, но датированный 1993-м Lucky Bastard – релиз скорее технический, демонстрация звучания разного рода винтажных инструментов, а проект Deeptronica c единственным альбомом 2009 года прошел как-то уж совсем ниже радаров, да и персона стоящего за ним Кларка как-то и не особенно афишировалась. Так что Songs of Silence можно считать первым полноценным соло-альбомом: релиз, наконец, сопровождается должным вниманием в медиа, на первый сингл The Lamentations of Jeremiah снят видеоклип, а выпуск альбома взял на себя лейбл Mute Records, бывший домом для всех «больших» проектов Кларка.

Как и следовало ожидать, «Песни тишины» – пластинка, далекая от привычного для Винса поп-формата. Но на Songs of Silence он уходит от корней еще дальше и ищет себя в эмбиенте и спейс-электронике (в этом смысле альбом развивает идеи проекта The Clarke & Ware Experiment). По духу пластинка вышла очень кинематографичной и как бы делится на две сюжетные линии. Первая – космическая (White Rabbit, Mitosis, Scarper, Cathedral), которую выражают умиротворяющий перелив секвенций или величественные, почти неподвижные эмбиент-ландшафты. Вторая – драматическая (Passage, Blackleg, The Lamentations of Jeremiah), где появляются живые инструменты и человеческий голос. И эта музыкальная линия прямо-таки льет слезы и кровоточит. В результате у Кларка получился не эмбиент-альбом (который как бы должен не то успокаивать слушателя, не то вселять ощущение того, что человек – песчинка в бескрайней вселенной, тоже по-своему успокаивающее), а скорее саундтрек к воображаемому фильму про какой-то инопланетный холокост. Очень красиво, но несколько «ни нашим, ни вашим» – для жанра плача (вполне уместного в нынешнее время) в Songs of Silence слишком много космоса и научной фантастики, а для пластинки маститого электронщика, смотрящего на проблемы человечества из космической дали, – чересчур много драмы, готики и кинематографа.