MARTHA ARGERICH & MARIA SOLOZOBOVA<br>MAGIE<br>ANTES EDITION Релизы

MARTHA ARGERICH & MARIA SOLOZOBOVA
MAGIE
ANTES EDITION

Исполнительский стиль Марты Аргерих отличает яркая волевая индивидуальность, и эти качества, на первый взгляд, не вполне благоприятствуют ансамблевому музицированию. Тем не менее «неистовая Марта» активно выступает со звездными парт­нерами: Гидоном Кремером, Мишей Майским, Нелсоном Фрейре, Евгением Кисиным и многими другими. Дуэт со скрипачкой Марией Солозобовой сложился, по утверждению последней, во многом случайно, но две исполнительницы активно и регулярно гастролируют в престижных залах. Выпущенный лейблом Antes Edition релиз с броским названием Magie, включающий в себя Девятую сонату Бетховена и Вторую сонату Прокофьева, является первым в творческой летописи дуэта: музыканты рискнули представить в этом качестве запись «живого» концерта в цюрихском Тонхалле.

Сотворчество двух ярких индивидуальностей всегда предполагает определенный компромисс во имя достижения цели, но равенство на практике случается весьма редко: одному приходится так или иначе уступать больше. Пианист в дуэте чаще принимает на себя эту деликатную роль, нежели скрипач, но в представленном релизе все наоборот: в обеих сонатах «царствует» Марта Аргерих, а Мария Солозобова, ничуть не теряя своей индивидуальности, все же большую часть времени следует в русле творческих идей своей коллеги-­пианистки. Важно подчеркнуть при этом, что сам по себе исполнительский стиль Солозобовой отличается «мужской» силой и властностью, и сложно сказать, что стало причиной подобного взаи­модействия в дуэте — пиетет перед старшей и более титулованной коллегой или же соображения чисто творческого порядка.

Из двух сочинений, представленных на диске, безусловной удачей является Вторая соната Прокофьева: ее коллажное разнообразие и виртуозный драйв, кажется, особенно близки индивидуальности исполнительниц. Убедительны не только быстрые части, но и по-прокофьевски причудливая лирика Andante. Знаменитая «Крейцерова» Бетховена дает больше пространства для дискуссии. На наше восприятие этого произведения вольно или невольно влияет скандальная в момент своего появления повесть Льва Толстого: мы ждем от сочинения Бетховена особого эмоционального накала и темного, тяжелого эротизма. Марта Аргерих и Мария Солозобова, безусловно, демонстрируют здесь завидный драйв, но со стилистической точки зрения далеко покидают пределы эстетики третьего венского классика. В их интерпретации «Крейцерова» словно сближается с прокофьевским опусом: та же коллажность, механистический запал, суховатая виртуозность. Подобная интерпретация, открывающая в бетховенском стиле нерв ХХ века, безусловно интересна, но в равной степени и спорна в своей дерзкой субъективности.