TERRY RILEY<br>IN C IRISH<br>LOUTH CONTEMPORARY MUSIC SOCIETY Релизы

TERRY RILEY
IN C IRISH
LOUTH CONTEMPORARY MUSIC SOCIETY

Вы когда-­нибудь задумывались, как может звучать современная музыка в исполнении ансамбля народных инструментов? В последнее время интерес к подобным экспериментам крайне высок. Народные инструменты становятся легитимной и весомой частью современной сцены, а композиторы различных формаций создают свои способы взаимодействия с альтернативными музыкальными практиками и стилями — перекрестное опыление однозначно идет всем на пользу.

Любопытный пример такого стилистического фьюжна — диск In C Irish, вышедший на лейбле ирландского фестиваля Louth Contemporary Music Society. Искушенный слушатель может догадаться по названию, что альбом — реализация культовой пьесы In C американского композитора Терри Райли, но с использованием ирландских народных инструментов. Райли написал In C в 1964 году, и она сразу же стала визитной карточкой не только самого композитора, но и той музыкальной силы, которую впоследствии назовут «минимализмом». Учитывая, что в самой фактуре пьесы чувствуется влияние музыки Индии и Ближнего Востока, ирландская версия не кажется такой уж и выбивающейся из колеи. Более того, теперь у китайской и малийской версий появился достойный конкурент. Остается только дождаться исполнения In C на балалайках, гуслях и свирелях.

В отличие от студийных записей, эта была сделана на концерте, который сделал солд-аут, что совсем не удивительно. Несмотря на то, что в исполнении участвовало лишь семь музыкантов — признанные и восходящие звезды народной сцены Зои Конвей (народная скрипка), Донал Ланни (бузуки), Пэдди Глакин (народная скрипка), Мартин О’Коннор (аккордеон), Мик О’Брайен (ирландская волынка), Луиз Малкахи (флейта) и Мишель Малкахи (арфа), — звук на альбоме получился объемным и красочным, как у полноценного оркестра. Важно понимать, что для многих музыкантов, работающих с фольклором, такой эксперимент — выход из зоны комфорта. Но это совсем не помешало создать отличный музыкальный трип, в котором использование народных инструментов и присущих им техник игры вызывает образы колоритных пейзажей Гибернии — Терри Райли с ирландским акцентом.

Начинается запись, как и любая другая, с пульсирующей ноты «до», чье настойчивое биение не останавливается до самого конца сочинения. Она практически сразу обрастает уникальной звуковой палитрой ирландских инструментов, чьи лучезарные призвуки и витиеватые украшения начинают выстраиваться в единое музыкальное полотно. Сильнейшая сторона этого альбома — сыгранность музыкантов и их бэкграунд в традиционной музыке, их органичное существование в принципиально импровизационной среде. Это обстоятельство ощущается на протяжении всей пьесы: музыканты знают, когда нужно чуть-чуть ослабить хватку и, наоборот, когда нужно поднажать; они очень внимательно слушают друг друга. Присущая ирландской музыке танцевальность не смогла обойти стороной эту запись: она качает своим грувом и заставляет слушателя буквально подпрыгивать. Пики интенсивности, в которых мощная энергия захлестывает, снося все живое на своем пути, чередуются с моментами задумчивого затишья. Концовка же сочинения полностью перестает походить на Райли и скорее напоминает необузданный дебош, который вознаграждается бурной овацией толпы. На бис музыканты играют традиционные мелодии The Gold Ring, The Old Bush и Spike Island Lasses.

Этот диск прекрасно подойдет и тем, кто никогда не слышал In C Райли, и тем, кто жаждет свежего и, самое главное, качественного прочтения классики минимализма. In C Irish — отличное дополнение к коллекции любого меломана.