П. И. Чайковский «Спящая красавица» ГАСО России имени Е. Ф. Светланова  Владимир Юровский  ICA Classics Релизы

П. И. Чайковский «Спящая красавица» ГАСО России имени Е. Ф. Светланова Владимир Юровский ICA Classics

Новый диск Юровского обречен на сравнение: в 1980 году «Спящую красавицу» с ГАСО записал великий Евгений Светланов – на тот момент уже 15 лет возглавлявший оркестр, носящий теперь его имя. В 1988- м, записав «Лебединое озеро» и «Щелкунчика», он создал беспрецедентную отечественную трилогию, провозглашающую балеты Чайковского симфоническими шедеврами, не уступающими его симфониям (каковыми они, безусловно, являются). Людей балетных эти записи приводят в ужас, танцевать под них практически невозможно, но благодаря захватывающей мощи театральной драматургии, ярким образам и тембровому великолепию они до сих пор остаются непревзойденными. Их неоднократно переиздавала «Мелодия», последний раз в 2011 году.

Юровский пока первый и единственный, кто после Светланова с той же серьезностью включил в репертуар балеты Чайковского: он дважды блистательно играл с ГАСО полные партитуры «Спящей красавицы» (2013) и «Лебединого озера» (2017), сделав из этого большое музыкальное событие. В 2013 маэстро хотел «восстановить оригинальные краски и вернуть их слушателям». Теперь он признается, что поставил себе целью нарисовать музыкальный сюжет «Спящей» не масляными красками, а карандашом. В третьем акте для него начинается новый Чайковский – сухой графичный неоклассик, почти Стравинский, которого он проецирует на всю партитуру. Связи Чайковского и Стравинского Юровский не раз убедительно доказывал публике (вспомнить хотя бы гениальную программу, где Вторая сюита первого соседствовала с «Поцелуем феи» второго), но в данном случае теория терпит поражение на практике.

Представьте себе три часа балетной сказки, разрисованной карандашом, пусть даже остро отточенным. Это то же самое, что одеть балерин в однотонные баланчинские купальники. Много ли найдется желающих смотреть такую «Спящую»? Ведь не случайно неоклассические шедевры Стравинского и его постоянного соавтора Баланчина созданы в малых формах. Принципиальная позиция Юровского заслуживает уважения, его подход мог бы придать партитуре новый блеск, но, примененный глобально, он работает в ущерб музыке. Тем обиднее, что мы знаем, какие звуковые чудеса маэстро умеет извлекать из оркестра, а «Спящая красавица» дает в этом отношении неисчерпаемые возможности.

Стремление дирижера и солистов к идеальному (читайте: везде одинаково идеальному) звуку приводит к монотонности. Каждая оркестровая группа у Светланова умела передавать тысячи оттенков настроений и тембра. Здесь же все звучит очень качественно, но усредненно: не услышать ни страшного хохота Карабос, ни нежных увещеваний Феи Сирени, ни юного обаяния Авроры (тем страннее преувеличенное «мяуканье» кларнета в «Коте и кошечке», выпадающее из стиля). Вместо волшебного мерцающего фона «Панорамы» – старательно исполненные остинато деревянных духовых, вместо завораживающих «аккордов сна» – мастерство медной группы. В итоге перед внутренним взором слушателя мелькают не контрастные образы, блистательно созданные Чайковским в звуках, а страницы из сборника оркестровых трудностей.

Стремление к абсолютной ясности фактуры тоже иногда оборачивается формальностью: разложив на элементы раннего «сказочного» Кандинского, абстрактную графику не получишь. Абсолютно в духе неоклассики Юровский с идеальной точностью держит метр, до мельчайших пропорций высчитывает соотношения темпов и пауз. Его запись наверняка займет почетное место в фонотеках артистов балета – танцевать под нее удобно, темпы комфортны и не знают крайностей. Однако слушать новую «Спящую красавицу» ГАСО скучно; в ней нет ни широкого дыхания, ни вдохновения, ни волшебства. А даже великий неоклассик Баланчин, обожавший Чайковского, больше всего ценил в «Спящей» пышность, блеск, чудеса и превращения. Он говорил: «Если людям в балете скучно, они перестают покупать билеты. И театр тогда просто исчезает».