«Похищение из сераля» прозвучит под управлением Дмитрия Синьковского

06.02.2024
«Похищение из сераля» прозвучит под управлением Дмитрия Синьковского

22 февраля оркестр и солисты Нижегородского театра оперы и балета вновь выступят в Зале Чайковского. После арий Генделя и балета Opera Десятникова, после опер Россини, Чайковского, Глюка музыканты представляют в концертном исполнении «Похищение из сераля» Моцарта (премьера новой постановки состоится неделю спустя в Нижнем Новгороде). За пультом оркестра La voce strumentale – Дмитрий Синьковский, главный дирижер театра; солисты – Надежда Павлова, Владимир Куклев, Галина Круч, Гарри Агаджанян, Сергей Годин.

Как балет стал «Оперой»

«Похищение из сераля» – самая необычная в смысле своего экзотического колорита опера Моцарта. Действие ее происходит в османской Турции. Эту локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник. Турок, впрочем, среди героев только двое – могущественный паша Селим (роль без пения) и Осмин, страж его гарема. Остальные – европейцы.

«Формально “Похищение из сераля” относится к жанру так называемого зингшпиля, считавшемуся более популярным и демократичным, чем итальянская опера, – рассказывает искусствовед Сергей Ходнев. – Либретто Иоганна Готлиба Штефани написано на немецком языке, речитативов почти нет, вместо них – разговорные диалоги в прозе. Но Моцарт обращается с жанровыми рамками свободно, и его музыка в самом деле бесконечно более изобретательна, сложна и блестяща, чем этого можно было ожидать от среднего зингшпиля того времени».