Пейзаж на фоне музыки События

Пейзаж на фоне музыки

Классике ни футбол, ни жара не помеха. Фестивалю «Тремоло» – 10 лет

В Тольятти, прямо на берегу Волги, в сосновом лесу стоит концертный зал, похожий на огромный шатер. Тысяча мест, удобные мягкие кресла, изумительный вид на противоположный волжский берег. В этом уникальном райском месте каждое лето проходит фестиваль «Тремоло».

В этом году «Тремоло» по случаю юбилея стал более широкоформатным. Теперь в афише не только концерты, но и драматические спектакли, балет, детская программа и выставки (не случайно поменялся и подзаголовок: теперь это фестиваль не просто «музыки», а «музыки и искусств»). Все эти годы он выживал самостоятельно – прежде всего, за счет энтузиазма организаторов. В результате выстоял, окреп, в этом году впервые получил президентский грант и теперь уверенно смотрит в будущее.

Как считает министр культуры Самарской области Сергей Филиппов, «Тремоло» вышел за пределы области, став всероссийским брендом, и «мы все сделаем для того, чтобы этот бренд развивался и дальше». И пообещал в дальнейшем финансовую поддержку министерства.

И все же главную поддержку «Тремоло» неизменно получал и получает от публики. В этом году было продано около пяти тысяч билетов – это очень много, если учесть, что фестиваль длится всего пять вечеров. Билеты недорогие, на старте продаж весной их цена была всего 400 рублей! Еще около тысячи зрителей бесплатно посетили проект «Тремоло – детям». Так что общее количество гостей составило шесть тысяч человек, и это здорово, это рекорд.

Кстати, немаловажная деталь: фестиваль официально вошел в культурную программу Чемпионата мира по футболу. И это достаточно уникальный случай. Дело в том, что каждое событие культурной программы согласовывалось с российским комитетом, организующим фестиваль, и с ФИФА. При этом Самарская область как организатор мероприятий ЧМ-2018 обязалась не проводить на своей территории массовых мероприятий, не связанных с футбольной тематикой. Но для «Тремоло» сделали исключение, решив, что его афиша прекрасно вписывается в культурную программу чемпионата.

Открытие фестиваля: Балет Евгения Панфилова

Тем не менее организаторы волновались, что футбол обернется сплошными проблемами, а вышло как раз наоборот. Многие болельщики, летевшие на матчи в Самару, быстро сообразили, что дешевле поселиться в Тольятти, нежели в резко подорожавших самарских отелях, и в итоге они пополнили ряды фестивальной публики.

Вообще для тольяттинцев «Тремоло» – это важное светское мероприятие, на которое приезжают, что называется, «на людей посмотреть и себя показать» – в красивых нарядах, парами, семьями, компаниями. Приезжают далеко не только меломаны. Ведь для одних красивый волжский пейзаж – фон для музыки, а для кого-то наоборот: музыка – фон для приятного времяпрепровождения. Например, для прогулки по находящейся рядом с залом красивой площадке по-над берегом реки с бокалом шампанского в руках, с возможностью сделать красивое селфи или покачаться на прикольных тряпочных качелях. Именно так здесь проходят «предвечерия» и антракты. Впрочем, желание потусоваться в красивом месте в данном случае нисколько не противоречит вовлеченности людей в фестивальную программу.

Тольяттинская публика оказалась восприимчива не только к концертам, но и другим событиям: драме, балету, выставке Бориса Жутовского «Последние люди империи». Почти все события шли на аншлагах, люди оценили высокий класс привезенных проектов: и спектакль московского Активного театра «Толстого нет» (постановка Марины Перелешиной по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой), и одноактные балеты пермской труппы Евгения Панфилова, и графические портреты Жутовского, выставленные рядом, на новой веранде, примыкающей к концертному залу…

Удачным оказался и новый пилотный проект «Тремоло – детям», включающий спектакль «Треклятая» по рассказу А. П. Чехова «Каштанка», мастер-класс артистов балета Евгения Панфилова и конкурс детского рисунка «Музыка на бумаге».

Ну и, разумеется, на ура прошел бравурный финальный концерт «Теноров XXI века» (руководитель Дмитрий Сибирцев) под названием «Посвящение Паваротти». Все самые известные хиты, как то: Песенка герцога, Ария Калафа, «Посвящение Карузо» и популярные итальянские песни из репертуара великого Лучано и его друзей звучали в программе. Публика выходила из зала, напевая знаменитую итальянскую песню «Volare» («Летать»), которая была исполнена в конце программы на бис.

Сцена из спектакля «Толстого нет» (Активный театр, Москва)

Главный мотор «Тремоло» – его отец-основатель и бессменный директор Алексей Возилов. Человек яркий, разносторонний, рисковый. Альпинист, яхтсмен, писатель, фанат классической музыки, романтик…

«У нас два основных вектора, – рассказывает Алексей, – популяризация классической музыки (а теперь и других искусств) и поддержка талантливой молодежи, которая делит сцену с мэтрами. Программа 3 июля как раз тому подтверждение. Впервые у нас в гостях был студенческий оркестр Уральской консерватории. Выступали ребята под управлением Фабио Мастранджело».

Это вообще сильный тандем: директор Возилов и худрук «Тремоло» Мастранджело с его неизменной фирменной улыбкой. Обаяние Фабио привлекает публику, заряжает ее. И хотя на сей раз маэстро пришлось нелегко – он провел репетиции и концерт на 35-градусной жаре, но результат того стоил. Буквально за два дня студенты под его руками «повзрослели», сплотились в серьезный коллектив, сыграв обширную, из двух отделений, программу русской классики: музыку Глинки, Чайковского, Лядова, Мусоргского…

Фабио Мастранджело: концерт с оркестром Екатеринбургской консерватории

После столь удачного концерта мне захотелось обсудить с дирижером перспективы фестиваля: какова, все-таки, конечная цель? «Я ее никогда не ставлю, – неожиданно сказал Фабио Мастранджело. – Считаю, что именно так, не ограничивая себя какой-то определенной задачей, ты достигнешь большего, будешь развивать и развивать свое дело. Но вообще мое желание – сделать здесь что-то вроде фестиваля в Брегенце. Построить сцену прямо на воде и давать оперы. Опера – это очень важно, это то, что объединяет всех и вся. Если хотите, это моя мечта».

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады