Приветствие музыкой События

Приветствие музыкой

К юбилеям Валерия Брюсова

Сквозь боль души весну приветствую,
И на призыв земли ответствую,
Как прежде, светлой песней я!

Валерий Брюсов

Один из «главных» поэтов Серебряного века и мэтр русского символизма Валерий Яковлевич Брюсов, ставший классиком еще при жизни, почти забыт в России – его творческое наследие полностью не издано, да и памятника ему нет. Однако русская литература ХХ века обязана Брюсову, вся деятельность которого сама как памятник «эпохе перемен»; значение ее велико по сей день, а масштаб и многогранность личности поражают и ставят его в один ряд с великими именами. Поэт и ученый в равной степени – Брюсова не зря называют человеком Возрождения. Что знает о нем обычный «культурный индивидуум», пока не откроет интернет? Хрестоматийные слова Горького о «самом культурном писателе на Руси» абсолютно справедливы. А известный российский поэт Кирилл Ковальджи сказал о Брюсове просто: «Не человек, а целое учреждение!»

Но что-то меняется. В 2020 году вышла книга о Брюсове в серии «ЖЗЛ». 2023-й – год 150-летнего юбилея поэта – отметился разными мероприятиями. Собственно, в его доме, музее Серебряного века в Москве, открылась новая большая выставка, как и в Ереване, в Государственном университете имени В.Я.Брюсова, где, кроме того, прошла презентация переиздания его армянской антологии. Брюсов – народный поэт Армении, за свою просветительскую работу почитаемый в ней больше, чем в России. А в сам день его рождения канал «Россия-Культура» выпустил юбилейную передачу.

Ну а что о Брюсове-поэте в московской афише?

В этом смысле «проводником» брюсовского поэтического слова стал Дом-музей Марины Цветаевой. В декабре здесь состоялось заседание «Клуба поэзии» по Брюсову, а 14 января – музыкально-литературный вечер «Приветствие». Последний был анонсирован как «уникальная авторская программа московского композитора Марины Чистовой к 150-летию со дня рождения и 100-летию с года смерти В.Я.Брюсова». В музыкальной части – два произведения: вокальный цикл «Четыре картины на стихи Валерия Брюсова» для голоса и фортепиано и вокально-инструментальный цикл «Три розы» для голоса, арфы, органа и фортепиано на стихи армянских поэтов в переводах В.Брюсова и В.Звягинцевой. В литературной – от музея вступительную речь произнесла Елена Ильина; об авторе, ее произведениях и армянских поэтах рассказала пианистка и писатель Татьяна Веретенникова. Собравшаяся публика оценила и идею, и ее воплощение. Жанр авторских музыкальных «приветствий» одному поэту (они же «приношения») – действительно редкость для академических композиторов.

Тема «Брюсов и музыка» мало исследована. Хотя есть мнение критики о «немузыкальности» брюсовской поэзии, но она прекрасно «звучит» в декламации. В то же время мысль и мистика, зримые образы и строгие ритмы его стихов вызывают музыкальный «ответ» композиторов. К слову, вокальных произведений написано достаточно, но мы почти не слышим их в концертах академической музыки. В семье Брюсова музыка была более чем значима, и сам поэт пробовал себя в сочинении. Космизм Брюсова роднит его со Скрябиным, на смерть которого он откликнулся стихами. Синтез искусств, сближение поэзии с музыкой – в самой атмосфере Серебряного века.

Неслучайно в этом смысле проведение программы в Музее Цветаевой: музыка в этом доме была всегда, а взаимоотношения двух поэтов очень интересны. Об этом живо и с юмором рассказала Елена Ильина, умело и мягко обходя «острые углы» истории.

Коротко о Марине Чистовой: она композитор, пианистка, прозаик и поэт, публикуется в издательствах Москвы и Санкт-Петербурга, лауреат различных конкурсов, член международного Союза композиторов, автор-исполнитель тематических программ, в частности «приношений» Анне Ахматовой. С искренним пиететом говорила о ней Веретенникова, отметив ее чуткое отношение к слову, умение создавать особенные музыкально-поэтические композиции, почти «мистерии». Это так, если иметь в виду театральность и цельность произведений, объединенных одной «сакральной» идеей, эмоциональное воздействие на слушателей. В тот вечер было реальное ощущение объемного сценического пространства и возвышенная атмосфера в зале.

 

Тому пример – вокальный цикл «Четыре картины» на стихи Брюсова разных лет («Детская», «Колыбельная», «Весна», «Приветствие») – «космический», по словам ведущей. В разнохарактерных «сценках» единого действа через детскую считалочку в «таинствах вечера и ночи» с земли до «развёрстых небес» разворачивалась совсем не детская картина жизни-смерти; неожиданно обыграно число «четыре» (символ «креста») – в номерах, жанрах, тональностях, временах. Не обремененные сложными ассоциациями, эти стихи Брюсова трактованы масштабно и по-новому. «Всем жизням привет!» – посыл поэта и композитора от мистики игры «Детской», страшных образов «Колыбельной», тонкой «джазовой» лирики «Весны» к экстатическому «Мефисто-вальсу» «Приветствия». Цикл, написанный в лучших традициях русской и европейской музыки, оставляет сильное впечатление. Органичны музыкальные цитаты, консонанс слова и вокальной интонации, равнозначны по сложности и выразительности партии голоса и рояля.

Дуэт Елены Золотовой (сопрано) и Марины Чистовой (фортепиано) был ярким и артистичным, продемонстрировал детальное и рельефное музицирование в ансамбле. Ничего похожего на «композиторскую» игру у автора, к счастью, нет. Пение по нотам немного мешало восприятию, но такое понимание вокалистом текста не часто можно услышать.

Цикл опубликован в московском издательстве «Композитор» к 130-летию поэта, исполнялся этим дуэтом не раз. И пока это единственный вокальный цикл композитора XXI века на стихи Брюсова.

Совершенно в другом духе сочинен вокально-инструментальный цикл «Три розы» («Золотая», «Сорванная», «Алмазная») для арфы, органа и фортепиано на стихи армянских поэтов в переводах Брюсова и Веры Звягинцевой. Он посвящен певице-аутентистке Марлене Мош, которая спела его в 2020 году с пианистом Александром Малкусом в Доме поэтов в Москве, что в Трехпрудном переулке (на месте того дома, где родилась Марина Цветаева). А в этом составе была объявлена премьера. Цикл можно назвать «армянским триптихом» – от Возрождения до ХХ века, но в обратном порядке (Ованес Шираз, Аветик Исаакян, Григор Нарекаци). Здесь также обозначена тема жизни-смерти: от земли («Золотая роза») до небес («Алмазная роза). Необычен ансамбль инструментов, где каждый показан соло, а общее их звучание в сочетании с голосом довольно изысканно имитирует оркестр. В вокальной партии – цитаты из Комитаса, но в целом стиль не нагружен фольклором. Музыка, вопреки «моде», очень мелодична, как и сама армянская поэтика. Лирический центр – минорная «Сорванная роза» – такая death poem, в ней акапельные вокализы обрамляют хоральную органную фактуру основной части. И, как триумфальной аркой, весь номер окружен гимническими «Золотой» и «Алмазной» розами (брюсовские «гимны сладостям земли»). Триединство цикла выдержано и тонально – мажорным трезвучием Es-g-B. Архитектоника композиции впечатляет!

Примечательно, что цикл «Три розы» – единственное в этом жанре произведение российского композитора на армянскую поэзию, и его исполнение было отмечено прессой Армении.

Молодые исполнители – лиричная и искренняя Кнарик Аракелян (сопрано), Ашхен Геворкян (арфа), Мария Насикан (орган) – вместе с автором Мариной Чистовой (фортепиано) выступили увлеченно и слаженно, и фрагмент финала был сыгран на бис. И хотя в этом органе не хватило низкого регистра, само наличие инструмента в музее, конечно, «бонус» для такой камерной площадки.

Разные по стилю, циклы отличаются тонкой работой с поэтическим оригиналом, естественным интонированием, стройностью замысла, синтезом брюсовского «страстного рационализма» и армянской непосредственности. А разнообразие форм и жанров, игра с фактурой, тембрами и символами совершенно в духе Серебряного века, который весь – некая игра! Считается, что он закончился со смертью Брюсова в 1924 году, и это еще один «юбилей»…

Вечер запомнился: хорошая тональная музыка (что для современных композиторов редкость!), вновь «зазвучавший» поэт, интересные рассказы, прекрасный Bechstein – и все это в красивом зале Дома-музея, который, кстати, предложил провести эту программу еще раз.

В заключение, приветствуя Поэта стихами, автор назвала его «Жрецом Слова» («быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов»). Но Брюсов всегда деятель и созидатель, человек «сжигающей жажды познания», открывший новые миры творчества. Ведь, как писала Марина Цветаева, «в его руках когда-то сверкал многогранный алмаз волшебства»!

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»

Царь иудейский События

Царь иудейский

Йорн Бойзен продирижировал в Москве собственной реконструкцией «Страстей по Марку»