«Студия новой музыки» откроет цикл «Манифестов»

13.03.2024
«Студия новой музыки» откроет цикл «Манифестов»

17 марта в Рахманиновском зале консерватории состоится концерт «Искусство шумов» – первый в цикле «Манифесты» (ведущий – Федор Софронов). В исполнении Ансамбля солистов «Студия новой музыки» прозвучат сочинения композиторов-футуристов: Соната для альта и фортепиано (1921) Франческо Б. Прателлы, «Колокола Сан-Марко» для органа (1914) Антонио Руссоло, «Синтезы» (1914) Артура Лурье в переложении для ансамбля Фараджа Караева, Четыре футуристических танца для фортепиано (1914) Джозефа Холбрука, Композиция в четвертях тона для скрипки и фортепиано (1923) Михаила Матюшина, «Завод. Музыка машин» (1928) Александра Мосолова в переложении для ансамбля Эдисона Денисова, «Рельсы» (1926) Владимира Дешевова в переложении для ансамбля Владислава Сойфера. Дирижер – Игорь Дронов. Солисты – Анна Бурчик (альт), Мона Хаба (орган, фортепиано), Наталия Черкасова (фортепиано).

Начало ХХ века – время творческого и интеллектуального взрыва. Люди мечтали о новом мире и совершенной культуре. Эпоха технических изобретений и высоких скоростей вдохновила художников на искусство, созвучное масштабу этой эпохи. Звуки индустриального мира вошли в музыкальное пространство, положив начало футуризму. Идеи того времени живы и сегодня. От футуристических экспериментов берут начало конкретная музыка, саунд-арт, нойз…

На концерте прозвучит пьеса Александра Хубеева Intonarumori (2011), о которой композитор говорит так: «В этом сочинении я отталкивался не только от идеи шумового ансамбля Руссоло, но и от самого слова “intonarumori”: “intonare” переводится как “звучания” или “интонировать”. Я стремился создать пьесу, где соединяются и интонационные, и шумовые элементы. Возможности инструментов в ней используются так, что звуки с сопутствующими шумами (шип воздуха, скрежет) обладают явной интонационностью, а интонационные элементы могут смешиваться в шумовые комплексы. Все это дает новые тембровые и фактурные возможности, которые становятся основой необычных музыкальных образов, на взаимодействии и контрастах которых и построена пьеса».