В Казани состоится мировая премьера Органного концерта «Хронос» Антона Танонова

18.03.2024
В Казани состоится мировая премьера Органного концерта «Хронос» Антона Танонова

20 марта в Концертном зале имени С. Сайдашева завершается V Международный органный фестиваль. В финальной программе «Реверансы органу» будут представлены сочинения российских композиторов XX и XXI веков.

За исключением классика Александра Глазунова, чья увертюра «Карнавал» откроет вечер в исполнении ГАСО РТ и юной московской органистки Ирины Крюковой, три концерта для органа с оркестром созданы уже в наши дни. Концерт «Лабиринты» Владимира Королевского-старшего написан в 2009 году, и его идея – поиск выхода из запутанных жизненных коллизий –  интересно реализуется  в финале сочинения. К органу и оркестру присоединяется фортепиано и четыре сопрано, создающие обновлённый звуковой «пейзаж», символизирующий выход из лабиринта. Концерт исполнит продолжатель творческой династии, сын композитора, солист Сочинской филармонии Владимир Королевский.

В Казани стартует V Международный органный фестиваль

Концерт «Реверансы» для органа и струнных написан белгородским композитором Николаем Бирюковым в 2022 году специально для Тимура Халиуллина, солиста Белгородской филармонии. Сейчас, когда страна сопереживает жителям этого региона, внимание к творчеству белгородских музыкантов является важным моральным жестом поддержки Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан и его главного дирижера и художественного руководителя, основателя фестиваля Александра Сладковского.

По словам Николая Бирюкова, «Реверансы» – они же «Поклоны» – это дань великим русским композиторам, своего рода приношение мастерам, стоящим у истоков нашей отечественной музыки: юбиляру этого года Модесту Мусоргскому, Анатолию Лядову и Игорю Стравинскому. А первый исполнитель этой партитуры Тимур Халиуллин считает, что «в органном мире это редкий образец концерта с подобной трактовкой органа – язычество, сказка, русский фольклор, песни и пляска, колокольный звон, жалейки, кувиклы и волынки, скоморошьи наигрыши… Никогда еще орган не становился настолько славянским инструментом, насколько он им стал в “Реверансах” Николая Бирюкова».

Наконец, Концерт «Хронос» для органа и оркестра был завершен петербургским композитором Антоном Таноновым в январе 2024 года. Он был написан специально для международного органного фестиваля в Казани: мировую премьеру осуществит профессор Московской консерватории, органистка Евгения Кривицкая. Состав оркестра волнует воображение: струнные, солирующие труба и домра, ударные, включая ритм-секцию. О концепции сочинения Антон Танонов, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга говорит так: «Это музыкальное приношение его величеству Времени, воплощенное в часовом искусстве. Есть ли способ “остановить мгновенье”? Целых два – написать музыку или создать часы. Часы сопровождают человека всю жизнь, разделяя его печали и радости, впитывая его энергию, отсчитывая часы и секунды начала и конца. Концерт “Хронос” – это саундтрек часовой коллекции российских мастеров, открывающий звуковые мира, скрывающиеся внутри ваших часов. Почему эти образы я воплотил с помощью органного звучания? При нажатии на клавиши органа раздается характерный щелчок, имеющий перкуссионный характер, напоминающий звук секундной стрелки. Ну, и конечно, самый вневременной композитор – это Иоганн Себастьян Бах, а он ассоциируется, прежде всего, с органом».

Каждая часть имеет заголовок, связанный с определенной моделью часов. Первая часть – «Ракета. Big Zero». Часы – являющиеся воплощением «перестройки». У него уникальный дизайн: в положении цифры 12 – расположен ноль. Вторая часть – «Штурманские. Гагарин наследие». Часы, первыми побывавшие в космосе, сопровождавшие первый космический полет Юрия Гагарина, чье 90-летие мы отмечаем этой весной. Третья часть – «Амфибия. Восток». Самые знаменитые советские дайверские часы, с уникальной автономной подсветкой на основе трития, способной светить без перебоев до десяти лет. Часы были разработаны для водолазных спецопераций. Четвертая часть – «Ракета. Русский код». Часы с обратным ходом, против часовой стрелки, идущие в ритме вселенной. Пятая часть – «Колобок. Константин Чайкин». Произведение часового искусства из лимитированной серии «Ристмоны» («Монстры на запястье»), с изображением героя русских сказок – «Колобка».

Финальный вечер V Международного органного фестиваля обещает необыкновенные художественные впечатлений, тем более что яркий творческий состав солистов-органистов из разных городов России будет консолидировать британский дирижер Джерими Уолкер, уже полюбившийся и ГАСО РТ, и казанской публике, а ведущим вечера вновь приглашен лауреат Премии Москвы Петр Татарицкий.