СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ Анонсы

СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ

7 АПРЕЛЯ
ЗАКРЫТИЕ XI ТРАНССИБИРСКОГО АРТ-ФЕСТИВАЛЯ
ГКЗ ИМЕНИ А. М. КАЦА. НОВОСИБИРСК

Возможно ли новое слово в музыке, прочно репертуарной и предельно широко известной, — вопрос открытый и дискуссионный. Так или иначе, новый Транссибирский Арт-Фестиваль — один из наиболее авторитетных в России музыкальных форумов — завершится Вторым фортепианным концертом и Второй симфонией Рахманинова, Интродукцией и рондо каприччиозо Камиля Сен-Санса. Солируют художествен­ный руководитель фестиваля скрипач Вадим Репин и специалист по Рахманинову пианист Николай Луганский.

В той же программе — по контрасту — симфоническая поэма «Сенсемайя» (1937–1938) Сильвестре Ревуэльтаса продолжительностью всего семь минут. Она создана под впечатлением от стихотворения кубинского поэта Николаса Гильена (1902–1989), описывающего ритуальное убийство змеи во время охоты. Навязчивой синкопированной ритмикой, диссонирующими гармониями эта мастерски написанная партитура отчасти напоминает «Весну священную» Стравинского.

За пультом Новосибирского академического симфонического оркестра (отметившего в 2021 году свое 65-летие) — сорокалетний венесуэлец Мануэль Лопес Гомес, среди учителей которого был и всемирно известный дирижер Густаво Дудамель. В исполнительском бэкграунде Мануэля Лопеса Гомеса — сотрудничество с Филармоническим оркестром Радио Франции, Симфоническим оркестром Франкфурт­ского радио, Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, Ливерпульским филармоническим оркестром и многими другими прославленными коллективами.

8, 10 АПРЕЛЯ
«СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ»
musicAeterna, ДЕТСКИЙ ХОР «ВЕСНА», ТЕОДОР  КУРЕНТЗИС
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ, МКЗ «ЗАРЯДЬЕ». МОСКВА

Путешествие «Страстей» из Петер­бурга в Москву: Теодор Курентзис и musicAeterna впервые обратятся к величайшему и крупнейшему сочинению Баха. Стоит ли сомневаться в том, что это будет новая трактовка, отличная даже от опытов дирижеров-аутентистов — Николауса Арнонкура, Филиппа Херревеге, Джона Элиота Гардинера, Франса Брюггена, Сигизвальда Кёйкена и других, предлагавших публике «первозданного Баха». Можно, однако, долго спорить, возможен ли таковой в принципе, спустя девятнадцатое и в особенности двадцатое столетие, когда «Страсти по Матфею» исполняли и записывали — настолько по-разному и по-своему (!) — такие гиганты дирижерской мысли, как Вильгельм Фуртвенглер, Герман Шерхен, Отто Клемперер, Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн…

Оратория длится около трех часов, в ней семьдесят восемь номеров, но это как раз тот случай, когда время иллюзорно: «Страсти» полны красивейших арий, величественных хоралов, оркестр представлен во всей тонкости. Рай для слушателя. Испытание для дирижера. Трудно предположить, что будет с темпами (маэстро Курентзис — мастер сюрпризов), но уже сейчас не приходится переживать о качестве исполнения: уровень музыкантов musicAeterna неизменно высок.

Андрей Рубцов

25–28 АПРЕЛЯ
«ПИТЕР ПЭН»
БОЛЬШОЙ ТЕАТР, КАМЕРНАЯ СЦЕНА. МОСКВА

Питер Пэн прилетает к девочке Венди, которой осталась всего лишь ночь до взросления, и забирает ее и младших братишек в волшебную страну Нетландию. Там дети навсегда остаются детьми. Их ожидает множество приключений! Они встретят на своем пути фей, пиратов, русалок, индейцев, получат способность летать.

Так анонсировалась премьера оперы «Питер Пэн» московского композитора Андрея Рубцова в Красноярском театре оперы и балета, для которого это произведение и было написано. Премьера состоялась 21 декабря 2019 года. Над спектаклем тогда работали режиссер-постановщик, автор либретто и художник по костюмам Мария Тихонова, художник-сценограф Ирина Сид, музыкальный руководитель и дирижер Андрей Рубцов.

В этот раз в Большом театре — совершенно иная команда и абсолютно новая постановка. Режиссер-постановщик — Нина Чусова (главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии), сценограф — Виктор Платонов, художник по костюмам — Евгения Панфилова. За дирижерским пультом — вновь — автор оперы Андрей Рубцов (заведующий музыкальной частью и дирижер оркестра Театра Сатиры). Либретто Марии Тихоновой и Федора Бусова. По словам Рубцова, для премьеры в Большом театре оно было незначительно переработано. Основа же осталась прежней: популярная повесть «Питер Пэн и Венди» (1911) шотландского писателя Джеймса Мэттью Барри (1860–1937). (Существует несколько ее переводов на русский, наиболее известен перевод Нины Демуровой; придуманного же Джеймсом Барри персонажа — мальчика, не желавшего взрослеть, — можно найти и на страницах новеллы «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», и в эссе «Слабость Питера Пэна», и в пьесе «Мальчик, который не хотел расти»…)

Между этими двумя постановками Андрей Рубцов работал в жанре мюзикла: «Рождественская история» в Театре кукол имени С. В. Образцова (режиссер — Алексей Франдетти), «Цветик-семицветик» в Театре РОСТА (режиссер — Дарья Борисова). «Нину Чусову тоже многие знают как успешного режиссера мюзиклов, но мы очень дорожим камерностью и академичностью места, где сейчас ставим, поэтому если и шутим и веселимся, то очень воспитанно, если развлекаем детей в зале, то всегда немного академически», — сказал композитор.

Напомним, что Андрей Рубцов известен не только как автор «детской музыки» (в Театре имени Вахтангова идет сказка для оркестра и чтеца «Аленький цветочек»), но и как «взрослый» композитор, написавший, в частности, духовой квинтет «Три настроения» и Концерт для гобоя с оркестром. Рубцов окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: гобой и оперно-симфоническое дирижирование (учился у Игоря Дронова). Также занимался композицией у Леонида Бобылева. Он неоднократно выступал как солист с ведущими оркестрами, включая РНО, Musica Viva. Дирижировал Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, камерным оркестром «Виртуозы Москвы», оркестром «Академия Святого Мартина в полях» и другими коллективами.

Информацию об изменениях в афише театров и концертных залов ищите на официальных сайтах организаций.