Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Впрочем, мероприятие в Малом зале «Зарядья» вышло далеко за рамки презентации или формального юбилейного торжества и стало полноценным творческим дебютом оркестра Казанского музыкального колледжа имени И.В.Аухадеева на престижной столичной сцене. Для меломанов же это была возможность услышать широкую панораму татарской музыки – в диапазоне от творений родоначальников национальной классической традиции и до опусов молодых композиторов наших дней.

В последние годы наблюдается настоящий бум в сфере исполнительства современной музыки. Появились такие успешные проекты, как Opensound Orchestra, ансамбль Reheard, готовят одну программу за другой заслуженные Студия новой музыки и МАСМ… Однако с симфоническими оркестрами, сфокусированными именно на новом репертуаре, по-прежнему дефицит.

И в этом плане шаг Казанского музыкального колледжа – символичный. Вопреки стереотипам о косности и консерватизме региональных учебных заведений директор Айрат Заппаров – он же худрук «Новой музыки» – и главный дирижер Анна Гулишамбарова сделали ставку на репертуар XX–XXI веков и создали условия для формирования не ученического, но по-настоящему профессионального состава: наряду с лучшими студентами колледжа в оркестр вошли взрослые артисты из прославленных оркестров региона (ГАСО РТ и не только). А главным дирижером стала хорошо известная и в родном регионе, и за его пределами Анна Гулишамбарова.

Первое же столичное выступление оркестра, организованное Заппаровым (а привезти в столицу 62 человека –  не шутка), показало, что, несмотря на юность многих исполнителей, его уровень без преувеличений достойный, и главное – это уже единый организм: сыгранный, сбалансированный, обладающий своим индивидуальным «голосом». В своем вступительном слове председатель Союза композиторов Республики Татарстан, председатель правления Союза композиторов РФ Рашид Калимуллин заявил:

«Сначала я хотел сказать: “Друзья, слушайте оркестр снисходительно”, а потом подумал, зачем? Это настоящий коллектив, слушайте так, как того требует музыка».

В справедливости этой рекомендации можно было убедиться почти сразу. Исполняя стремительную красочную увертюру «Сабантуй» основателя татарской академической традиции Назиба Жиганова, коллектив продемонстрировал слаженность, точность звучания и вместе с тем эмоциональность, открытость подачи. Звук не был робким; напротив, сразу захватывал, покорял своей энергией.

Прозвучал и фрагмент из другого классического татарского произведения – балета «Шурале» Фарида Яруллина. И опять нельзя было не отметить драйв, присущий оркестру. Даже музыку, появившуюся восемьдесят лет назад, исполнители играли как только что созданную и выражающую наши сегодняшние чувства.

Впрочем, первой кульминацией вечера стало сочинение ныне живущего автора. Концерт для скрипки с оркестром уже упомянутого Рашида Калимуллина звучал на российских и зарубежных сценах неоднократно, в том числе, разумеется, и в Москве. Но каждый солист наполняет этот опус своей индивидуальностью, и данное исполнение не исключение. Скрипач Станислав Малышев, с одной стороны, продемонстрировал высочайший эмоциональный накал и экспрессивность, а с другой – местами (например, в начале) в его игре мелькали чуть ли не отголоски минимализма. Здесь стоит вспомнить, что со своим Opensound Orchestra Малышев как раз нередко исполняет американских и европейских минималистов. В случае с концертом Калимуллина эта грань его интерпретации оказалась не менее убедительной. Но и оркестр не спасовал перед яркой и многогранной партитурой. И пусть у Малышева опыт куда больше, чем у коллектива в целом, этот диалог был вполне на равных.

 

К слову, вечер стал не только панорамой жанров и стилей, в которых работают татарские композиторы, но и парадом прекрасных солистов – тоже преимущественно из поволжской республики. Певица Илюза Валиуллова очаровала красотой тембра в «Песне Галии» из спектакля «…отосланные письма» Миляуши Хайруллиной, трубач Роман Мударисов выбил слезу ностальгической интонацией в «Посвящении» Эльмира Низамова, а Ильяс Камал увлек экзотическим звуком тюркского струнного инструмента кыл кубыза, исполнив солирующую партию в собственном опусе «Танец (Бию)».

«Первой среди равных» оказалась звезда Большого театра Гузель Шарипова: на сцену она выходила дважды, причем второй раз – неожиданно для всех. Вокализ Рашида Калимуллина «Вознесение» для голоса и оркестра в программе заявлен не был, композитор создал его совсем незадолго до мероприятия в качестве отклика на трагические события в «Крокус Сити Холле». Перед исполнением ведущая вечера Татьяна Иванова попросила зрителей зажечь фонарики на смартфонах: так во время звучания возвышенной, будто устремленной в небеса мелодии зал заполнился импровизированными «свечами».

«Вознесение» прозвучит и на грядущем концерте Рашида Калимуллина в Большом зале консерватории, который состоится 6 мая, в день рождения композитора. Там исполнение будет, по-видимому, еще более впечатляющим, поскольку к оркестру и солистке Анне Аглатовой присоединится орган.

В Малом зале «Зарядья» органа не было. Но это компенсировалось камерностью обстановки и ощущением, что все – и исполнители, и зрители – были объединены общим настроением светлой печали.

Завершить же весь концерт организаторы решили не тихой скорбью, но демонстрацией силы духа: величественными «Симфоническими фресками» Калимуллина. В оригинальной версии этой красочной масштабной партитуры три части, но специально для данного события композитор подготовил одночастный вариант, куда более динамичный, но при этом невероятно насыщенный контрастными образами и сменами настроений.

Заметим, и Калимуллин, и Гулишамбарова изрядно рисковали. Во-первых, «Симфонические фрески» – настоящее испытание для оркестра, даже не столь юного: множество красот произведения надо показать максимально выразительно, рельефно, при этом не развалив форму и сохранив драматургическую цельность. А во-вторых, в программе вечера сочинению предшествовало более чем полтора часа разнообразной музыки (причем без антракта), так что внимание зрителей неизбежно ослабло. Но коллектив выдержал испытание с честью, вложив в игру столько увлеченности, страсти и любви, что даже подуставшая публика воспряла – и после финального аккорда еще долго не расходилась, благодаря исполнителей и автора овациями.