Немецкие сезоны «Гавроша» События

Немецкие сезоны «Гавроша»

На XII Международном фестивале спектаклей для детей «Гаврош» был показан «Механический балет»

Фестиваль «Гаврош», детище арт-директоров Терезы Дуровой и Марины Райкиной, проходит в «Театриуме на Серпуховке» уже в двенадцатый раз. Этот уникальный форум представляет Москве театральную палитру детских театров Европы в разных стилях и жанрах, ежегодно меняя географию. Монографический формат мероприятия определяет наличие в афише коллективов только одной страны. Чаще всего гостили французы (как-никак Франция – родина Гавроша), а немцы и итальянцы прибывают во второй раз.

Если у Виктора Гюго его отважный и добрый сорванец-парижанин Гаврош из «Отверженных» олицетворял Париж, а Париж в свою очередь – весь мир, то для организаторов фестиваля «Гаврош» тождественен любви к театру, которая приходит в детстве и навсегда. В нынешнем немецком сезоне форум обрел мощный патронажный тыл в лице Министерства культуры, Союза театральных деятелей, московских «культурных» чиновников, Гёте-института.

Фестиваль украшен и танцевальным блоком.  Изюминкой этой составляющей форума в категории «6+» стал исторический спектакль  1920-х годов «Механический балет», реконструированный в 1987 году Йоргом У.Лензингом и дюссельдорфским Театром звуков (Theater der Klänge). Абстрактный 15-минутный опус был создан в 1923 году в Веймаре студентами Баухауса (Высшей школы строительства и художественного конструирования), учениками Василия Кандинского во главе с Куртом Шмидтом и Георгом Телчером. В отличие от сохранившегося баухаусного «Белого города» в Тель-Авиве от спектакля «Механический балет» не осталось практически ничего, кроме нескольких архивных фото и эскизов костюмов Шмидта, Телчера, Боглера. Сутью студенческого эксперимента стала ожившая на сцене и сублимировавшая идеи Баухауса архитектоника супрематических композиций, представлявшая динамическую гармонию разноцветных геометрических фигур. Спектакль прошел лишь два раза и канул в лету, но успел оставить в театральном искусстве яркий след кометы. Для реконструкции Ханно Шпельсбергом заново написана музыка.  Камерный ансамбль инструменталистов исполняет 40-минутную партитуру, а невидимые танцовщики, задрапированные в черное, на фоне черного задника появляются в виде плоских геометрических фигур.

Пять реконструированных персонажей именуются Танцор, Малыш, Ветряная мельница, Машиностроение, Локомотив. В лаконичных механистичных движенческих абстракциях кроется широчайший спектр человеческих страстей – от дружбы до любви, от ревности, измены до отчаяния. Взаимодействие и воздействие формы фигур и их цвета оживают занимательным сценическим диалогом. Завораживающая эстетика этих движущихся разноцветных форм не бессодержательна. Центробежные и центростремительные межцветовые притяжения-отталкивания, энергетические импульсы, рождаемые краской, геометрическая агрессия острых углов, меняющая восприятие колористически наполненная форма – постулаты «Динамической теории цветов» Василия Кандинского, когда-то сценически воплощенные его учениками, – спустя десятилетия перефразированы дюссельдорфским театром. Выбор основных цветов и их сопоставление не случайно: красный родственен безграничной теплоте с живой подвижной осмысленной силой, в отличие от желтого цвета, легкомысленного, разбрасывающегося во все стороны и охлаждающегося синим.  А в слиянии эти цвета рождают оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Интригующий абстрактный драматургический формо-цветовой конфликт, талантливо воплощенный сценической геометрией движения, рождает таинство театра, расширяющего границы восприятия и уж тем более узко обозначенные рамки сиюминутного впечатления.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди