Памяти Валентины Левко События

Памяти Валентины Левко

Владимир Федосеев, Бэла Руденко, Валерий Кикта, Мария Гулегина, Михаил Казаков и другие музыканты вспоминают народную артистку РСФСР Валентину Николаевну Левко

«Она вышла на сцену в строгом черном платье, оживленном длинной нитью жемчуга, держалась в строго профессиональной манере, и публика приняла ее с восхищением», – именно такой запомнили Валентину Левко ценители музыки, пришедшие в середине прошлого века на ее сольный концерт в Карнеги-холл. Такой образ певицы, наверное, запомнили вообще все. Она никогда не изменяла себе, своему стилю, не сворачивала с выбранного пути в искусстве.

Валентина Николаевна прожила долгую и интересную жизнь: пела в лучших театрах и концертных залах мира, была первой исполнительницей многих сочинений советских композиторов. В Большом театре до сих пор живы воспоминания о ее ни на кого не похожих Графине, Любаше, Марфе…

Она ушла как со сцены – на следующий день после своего 92-го дня рождения, после нового и мощного всплеска всеобщего обожания, когда нескончаемым потоком приходили теплые поздравления от первых лиц государства и от многочисленных поклонников из разных городов России, США и Европы. Она ушла, зная о том, что и сегодня очень любима слушателями.

В память о Валентине Левко мы публикуем эксклюзивную подборку воспоминаний выдающихся музыкантов прошлого и современности – тех, чья судьба так или иначе переплеталась с судьбой великой певицы.

Иван Козловский

«Не хочу впадать в патетику, но и не хочу быть равнодушным, так как это самая страшная болезнь, которая может быть среди творческих работников. Мы с Вами редко встречаемся. Тем острее я воспринял сегодняшнюю передачу, где Вы пели романсы Чайковского. Во всем у Вас ощущается мысль и музыкальная форма. Ваше звуковедение, Ваш репертуар, Ваша мысль, заложенная в исполняемых Вами произведениях, подтверждают слова Белинского о том, что артист – это соавтор».

Борис Покровский

«Каждое ее выступление – это новелла определенной жизни, определенного характера, чувств и событий. Уметь в маленьком камерном произведении раскрыть смысл, душу народа, ощущение эпохи, времени – здесь мастера, равного Левко, я, пожалуй, и не могу назвать. Это искусство очень сложное, очень трудное. И почему этим искусством в совершенстве владеет Валентина Николаевна – не знает никто. Но никогда нельзя забывать одно слово, которое все объясняет, – талант. И вот когда мы говорим о Валентине Левко, то мы должны обязательно сказать это слово. Ее талант уникален».

Сол Юрок

«Около пяти часов вечера, когда жизнь в моем театральном бюро начинает замирать, я плотно закрываю двери, выключаю телефон и удобно усаживаюсь в кресле. Для меня поет Валентина Левко. Собственно, это только пластинка с романсами, я привез ее из Москвы и регулярно слушаю каждый день. За пятьдесят лет работы с артистами я редко слышал такой голос – полный, молодой звук необыкновенного тембра, удивительной теплоты. Очень русский голос, очень русское исполнение, берущее за душу».

Фуат Мансуров

«Много лет мы вместе проработали в Большом театре. Ее музыкальность, ее отношение к музыке – искрились изнутри. Наверное, она счастливый человек, потому что первое образование получила как оркестровый музыкант. Валя пела самый разнообразный репертуар, и всегда в равной степени все звучало прекрасно, привлекало публику к ней. Когда она пела, например, Любашу в “Царской невесте”, я шел на спектакль, как на праздник».

Александр Ведерников

«Валя Левко… Она сначала стала хорошим музыкантом, альтисткой! Я слушал ее записи произведений Баха, старинную музыку немцев и итальянцев – просто замечательно! Когда мы в последний раз вместе сидели в жюри на свиридовском конкурсе, я ею очень восторгался и всячески выказывал свои восторги».

Владимир Федосеев

«Валентина Левко была уникальной певицей с прекрасным голосом. Мы вместе сделали очень много концертов, для меня то время было большим и прекрасным периодом творческого содружества с ней. Она всегда отличалась от многих, в наше время ее даже трудно с кем-то сравнить. Я очень любил и всегда буду помнить эту замечательную певицу.

Ее конек – русские романсы, причем пела она их классически и поэтому имела громадную слушательскую аудиторию, ее очень любили. Но, главное, Валентина Николаевна продолжала имя великой Н. А. Обуховой, следовала ее направлению в искусстве. Большинство певцов сейчас не обращаются к романсовому репертуару, этот пласт скрыт от публики, трагически опасно и вовсе утратить его. Сегодня необходимо транслировать записи певцов той эпохи: Обуховой, Лемешева, Левко… Это нужно нашему народу».

Валерий Кикта

«Мне как музыканту ближе и дороже всегда была та линия, которая тянется золотою нитью от Н. А. Обуховой, М. П. Максаковой и В. Н. Левко. Эти великие певицы внесли весомый вклад в развитие русского вокального искусства, достойный своих гениальных предшественников.

Говорят, что нет пророков в своем Отечестве. Так и получилось, что появившийся несколько лет тому назад в Голландии бокс из одиннадцати CD-дисков с записями Валентины Левко вызвал в музыкальном мире настоящий взрыв. Мир открыл для себя масштаб этой певицы и ее грандиозный меццо-сопрановый репертуар».

Бэла Руденко

«Я ее очень люблю с тех пор, как мы вместе работали в нашем родном Большом театре. Я слушала ее из-за кулис и удивлялась тому, как так можно необыкновенно и просто тянуть звук? Настоящее русское инструментальное бельканто. Ее нижний регистр – удивительный, это пение шикарного органа. Валентина Левко – гордость Большого театра, гордость русской вокальной школы».

Михаил Казаков

«Я помню с детства, как заслушивался большой пластинкой Валентины Левко фирмы “Мелодия” и знал ее имя из рассказов моей мамы. Так сложилась судьба, что последние 10 лет жизни Валентины Николаевны мы прекрасно общались и дружили.

Встречи в доме Валентины Николаевны были незабываемы! До глубокой ночи я слушал ее замечательные истории о «золотом веке» Большого театра, о том времени она говорила с необычайным тактом. Такое теплое, сердечное, уважительное отношение Валентины Николаевны, безусловно, поддерживало, а находясь рядом, невозможно было не заразиться ее харизмой, достоинством и юмором!

Она до последних дней активно интересовалась всеми событиями музыкальной жизни, бывала на концертах и спектаклях, но особенно переживала за судьбу русской вокальной культуры. Память о великой певице и человеке с большой благодарностью будет жить в моем сердце!»

Мария Гулегина

«Очень больно терять таких по-настоящему Великих певцов с большой буквы. Валентина Николаевна была потрясающей артисткой и необыкновенной красавицей! Я много ее слушала… Незабываем ее уникальный по красоте голос на тех, еще старых пластинках. Золотая Эпоха Большого Театра! Вечная Память».

Валентина Левко перед выступлением в «Царской невесте» (Большой театр, 1967)