Не копеечный удар События

Не копеечный удар

В Ростове-на-Дону отважились поставить одну из самых сложных и противоречивых опер отечественного репертуара

Новый сезон в Музыкальном театре южной столицы России начался ударно: здесь решились на постановку многотрудного шедевра Модеста Мусоргского – оперы «Хованщина». В России сегодня найдется немного региональных театров, где идет незавершенный шедевр классика, и то, что, в общем-то, молодой (наступивший сезон для него юбилейный – двадцатый) коллектив взялся за такую махину, можно без преувеличения счесть героическим поступком.

Для первого обращение в Ростове к знаковому произведению была выбрана редакция Шостаковича, а финал дали в версии Стравинского, бережно реконструированный и впервые прозвучавший в 1913 году (он делался в свое время для парижских сезонов Дягилева). Кроме того, театр внес и свою лепту: был сделан ряд купюр, некоторых персонажей опера лишилась вовсе (например, Пастора), некоторые сюжетные линии были объединены и своеобразно развиты (например, Эмма и Сусанна предстают здесь одной героиней, в руку которой Шакловитый вкладывает кинжал – именно она убивает Ивана Хованского, причем происходит это в бане).

Несмотря на наличие некоторых экстравагантных ходов, режиссура Павла Сорокина весьма бережно подходит к решению непростой темы, поднятой в опере – темы раскола, не только религиозного, но и социально-политического, ментального. Действие разворачивается во время правления царевны Софьи, о чем свидетельствуют исторические костюмы героев и соответствующий эпохе реквизит, что откровенно радует, ибо не задействован модный по нынешним временам прием хронологической телепортации, который бы особенно был нелеп в привязанной к конкретным историческим событиям драме. За исключением линии Эммы-Сусанны все прочие основные персонажи даны режиссером скорее в традиционном прочтении: волевой, по-отечески мудрый Досифей, величественная, но одновременно и страстная Марфа, хитрый и заносчивый нарцисс Голицын, подлый, неумный и слабовольный Андрей, буйный и явно переоценивающий свой вес Хованский, более чем противоречивый Шакловитый.

Одно из самых ярких позитивных впечатлений премьеры – умение Сорокина работать с большими массами людей: хоровая опера, каковой является «Хованщина», во многом именно поэтому предстала весьма убедительно на ростовской сцене, поскольку хор театра не только прекрасно поет (хормейстер Сусанна Такмазян), но и прекрасно движется, имеет в каждый момент сценического бытия свою задачу как коллективный участник, и в то же время продуманным рисунком роли наделен каждый хорист.

Визуально спектакль откровенно красив. Монохромная декорация прославленного мастера Вячеслава Окунева идеально подходит к музыкальному настроению опуса: арочные проемы, напоминающие китайгородские стены, сдвигаясь-расходясь формируют сценическое пространство в соответствии с задачами той или иной мизансцены. Одновременно ювелирна и масштабна световая партитура спектакля (Ирина Вторникова), блистающая то выпуклым реализмом, то мистическим космизмом.

Инициатор постановки – молодой главный дирижер театра Андрей Иванов сумел своим энтузиазмом, своей влюбленностью в Мусоргского заразить весь коллектив: может быть, пока в оркестре не все звучит идеально, но чувствуется искренняя заинтересованность музыкантов, их неформальное отношение к этой великой музыке. То же можно сказать и о певцах: большинство работ производит немалое впечатление и красотой вокала, и осмысленностью пения. Особенно удались образы Алексею Фролову (властный и нетерпимый, с увесистым басом Хованский), Кириллу Чурсину (с насыщенным, ярким тенором Голицын), Павлу Краснову (Шакловитый, чей яркий драматический баритон напомнил манеру известного габтовского солиста Владимира Валайтиса), Геннадию Верхогляду (острохарактерный Подьячий), москвичу, единственному приглашенному неростовскому солисту Михаилу Гужову (Досифей, обладающий сердечным, проникновенным, мягким и глубоким  басом).

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»