Три воскресения с Толстым События

Три воскресения с Толстым

Культурно-просветительский проект и музыкальный фестиваль к юбилею писателя открыл новые грани его творчества

«Люблю музыку больше всех других искусств», – это признание Льва Толстого заставляет взглянуть и на жизнь великого писателя, и на его творчество с неожиданной стороны. Многие страницы его произведений буквально пропитаны музыкой. Она звучит в романе «Война и мир», в драме «Живой труп», в повестях «Детство», «Отрочество», «Крейцерова соната», «Казаки», в рассказе «Два гусара»…

В двадцать лет, будучи студентом Казанского университета, Лев Толстой страстно увлекся игрой на фортепиано. Он даже хотел составить руководство для изучения «основных начал» и изложить в нем «первые правила» музыки, более того, всерьез думал о том, чтобы стать профессиональным музыкантом и пробовал сочинять. Он хорошо играл и читал с листа, в его доме часто устраивались музыкальные вечера, приезжали знаменитые музыканты: Антон и Николай Рубинштейны, Сергей Танеев и Петр Чайковский, Александр Гольденвейзер, Ванда Ландовска, Федор Шаляпин. Все эти обстоятельства, а вдобавок к этому и весомая историческая веха – 190 лет со дня рождения писателя, стали основанием для большого культурно-просветительского проекта «Лев Толстой глазами музыкантов». Он  был инициирован Фондом развития творческих инициатив при поддержке Министерства культуры РФ, Тульской областной филармонии имени И. А. Михайловского, Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственного музея Л. Н. Толстого, Союза композиторов России, Российского музыкального союза и критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь».

Цикл концертов и творческих встреч  стартовал в Государственном музее Л. Н. Толстого в Хамовниках. В программе были представлены камерные произведения и фрагменты из опер и балетов по романам «Анна Каренина» Щедрина, «Воскре­сение» Альфано, «Хаджи-Мурат» Чалаева. Конечно, не обошлось без прокофьевской «Войны и мира»: лирический Вальс, под который кружится Наташа Ростова, и ария победоносного Кутузова, воспевающая «матерь русских городов», величавую Москву, мощно прозвучавшая у солиста МАМТ имени К. С. Стани­славского и Вл. И. Немировича-Данченко Романа Улыбина, завершили концерт, символично совпавший с днем города.

Роман Улыбин и мужская группа Камерного хора Московской консерватории

Среди «толстовцев» оказались и солист «Геликон-оперы», тенор Дмит­рий Хромов, лауреаты международных конкурсов сопрано Мария Челмакина, пианисты Евгений Евграфов и Михаил Кривицкий.

Евгений Евграфов

Они же через неделю, 16 сентября, приехали в Колонный зал Дворянского собрания Тулы, где состоялся второй концерт проекта. В нем приняли участие также Квартет солистов ансамбля «Студия новой музыки», Тульский государственный хор и Камерный хор Московской консерватории. Прозвучали квартет «Крейцерова соната» Л. Яначека, «Эпиграф из Графа Толстого» Р. Щедрина для хора a cappella, фрагменты из оперы «Казаки» Ш. Чалаева, а также состоялась мировая премьера сочинения Т. Шахиди «Метафоры» по «Крейцеровой сонате» для хора и фортепиано.

Два последних композитора специально приехали в Тулу, и публика, проникнувшись моментом, трогательно приветствовала своих современников.

После концерта: Юрий Евграфов, Толибхон Шахиди, Евгения Кривицкая, Александр Соловьёв

Третье воскресенье, 23 сентября, дорога привела фестиваль в «Ясную Поляну». В этом концерте также была представлена целая коллекция произведений, вдохновленных наследием Толстого. Признаюсь, несколько непривычно было слышать прозу Толстого на итальянском и английском языках, но такова реальность: творчество великого писателя давно перешагнуло географические границы. Впервые в «Ясной Поляне» прозвучали фрагменты из оперы «Воскресение» итальянского композитора Франко Альфано, современника Пуччини (того самого Альфано, кто завершил оперу «Турандот» после смерти композитора). А вслед за этим прозвучала иная – американская версия романа «Воскресение». Автор концепции фестиваля музыковед, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая в буквальном смысле открыла ее для российской публики. По ее просьбе современный композитор Тод Маковер, живущий в США, прислал ноты своей оперы «Воскресение». По признанию автора, опера была «задумана прежде всего как призыв к действию, чтобы улучшить мир. И если мы не можем изменить все сразу, по крайней мере, мы можем – как Нехлюдов в конце “Воскресения” – сделать первый шаг… куда бы он ни вел». В музыкальном отношении это произведение, бесспорно, наследует традициям русской музыки конца ХIХ – начала ХХ века. Тод Маковер внимательно слушал и изучал партитуры Чайковского и Рахманинова, Скрябина, раннего Стравинского и раннего Шостаковича. Впрочем, ни о прямых заимствованиях, ни, тем более, о плагиате не может быть и речи. «Русское» у американца Тода Маковера лежит в области певучей мелодики и «деятельной» ритмической основы, ну, и, конечно, в горячем желании вернуться к истокам (кстати, у композитора российские корни – его предки уехали из России через десять лет после опубликования романа Толстого «Воскресение»). Два фрагмента оперы Тода Маковера (Ария Катюши Масловой и Дуэт Катюши и Дмитрия) заинтриговали слушателей, и вполне законно возник вопрос о дальнейшей судьбе этого произведения и о возможности его более полного воплощения хотя бы в концертном исполнении.

Михаил Кривицкий, Ксения Вязникова, Александр Полковников

Каждый номер этого концерта был в большей или меньшей степени открытием. Действительность, увы, такова, что произведения наших современников в афишах появляются лишь точечно. В этот же день в «Ясной Поляне» концентрация такой музыки была предельной, и, надо признать, никого из слушателей это не напугало. В. Кобекин, Р. Щедрин, Т. Шахиди, С. Баневич – у этих композиторов с публикой давний и взаимный «роман». Каждое произведение было по-своему интересно – и эмоциональный монолог Анны из музыкальной драмы В. Успенского «Анна Каренина» (солистка Ксения Вязникова), и мудрые хоровые «Метафоры» Т. Шахиди, и неукротимая Плясовая из оперы Л. Клиничева «Казаки» (Тульский государственный хор), и пронзительно-искренний рассказ Холстомера из оперы В. Кобекина «Холстомер» (солист ГАБТ Александр Полковников) … Одним из важнейших эмоциональных пиков концерта стал фрагмент оперы С. Баневича «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева». Историю Карла Ивановича убедительно и ярко прожил на сцене солист «Геликон-­оперы» Дмитрий Хромов – с безупречным вокальным мастерством, ярким драматическим талантом, глубоким пониманием своего персонажа и искренним сочувствием к нему.

Еще одним сильным переживанием стало для публики исполнение актером Петром Татарицким мелодекламации «Чем люди живы» на текст Толстого в сопровождении «Вокализа» С. Рахманинова (партия фортепиано – Е. Кривицкая). Библейская истина о любви к ближнему, заключенная в этом тексте, Петр Татарицкий воплотил с несокрушимой убежденностью, страстью, драматизмом.

Петр Татарицкий

Отдельно хотелось бы отметить формат концерта, включивший беседу с публикой и исполнение литературных отрывков «из Толстого» в качестве преамбул к музыке. Короткие и емкие комментарии Евгении Кривицкой перед каждым произведением позволяли не только настроиться на его эмоциональную «волну», но и глубже оценить и осознать замысел автора. Это особенно важно, если учесть то, что в концерте звучала почти исключительно музыка современная и не всегда простая по своим выразительным средствам и языку.

И еще одна весьма выразительная подробность: на протяжении фестиваля сложилась своего рода традиция – каждый из его трех концертов открывался исполнением Вальса, написанного Толстым. Небольшая очаровательная фортепианная пьеса каждый раз задавала атмосферу сердечности, искренности, готовности к общению и восприятию искусства. В заключительном концерте элегантно и живо она звучала в исполнении пианиста Михаила Кривицкого. Надо отметить, что этим его участие не ограничивалось: своим исполнением музыкант мастерски скреплял практически все ансамбли.

Михаил Кривицкий, Мария Челмакина, Дмитрий Хромов

Концертная программа фестиваля завершилась, но фестиваль продолжается. Впереди подведение итогов Всероссийского конкурса композиторов «Крейцерова соната». Композиторы имеют прекрасную возможность попробовать свои силы в пяти номинациях – это и фортепианная музыка, и сочинения для голоса и хора, для инструментальных ансамблей, и многое другое. Важное условие – обращение к сюжетам и текстам русских писателей. Уважаемое жюри, во главе его – Р. Щедрин и А. Рыбников, уже очень скоро назовет самые интересные работы, которые затем будут представлены публике.

Одним из импульсов к рождению фестиваля «Лев Толстой глазами музыкантов» стал юбилей, однако уже через год очарование этой «круглой» даты исчезнет, но не исчезнет глубокая внутренняя связь музыки и литературы, и уж, конечно, творчество Толстого не перестанет вдохновлять композиторов на создание новых сочинений. Продолжение следует?

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады