Cобытия декабря Анонсы

Cобытия декабря

Екатерина Бирюкова,
музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru

2 декабря
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Закрытие фестиваля «Другое пространство»

Возглавив несколько лет назад филармонический Фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», маэстро Владимир Юровский сумел не только сделать так, что на Штокхаузена теперь спрашивают лишний билетик, но и объединить тех немногих, традиционно недолюбливающих друг друга музыкантов, что играют на этом поле. Нынешний фестиваль – непростое испытание даже для самых выносливых слушателей: за пять дней двенадцать концертов! Но зато взрыв мозга, прокачка кармы и повышение самооценки гарантированы. До финала этого марафона следует дожить ради «Акустических пространств» Жерара Гризе, никогда прежде не исполнявшегося в России, – важного сочинения, наилучшим образом представляющего композиторскую технику под названием «спектрализм». В 70-е годы прошлого века во Франции она стала одним из ответов суровому послевоенному авангарду. Для спектрального анализа обертонов использовалась компьютерная программа. В результате 90-минутный цикл Гризе, состоящий из шести пьес, написанных для совершенно разных, как малочисленных, так и многочисленных исполнительских составов, вырастает из одной низкой ноты «ми». Для того чтобы соорудить эту прихотливую звуковую конструкцию, Юровский к своему Госоркестру добавляет еще три московских ансамбля (МАСМ, ГАМ и «Студию новой музыки») с тремя дирижерами (Федор Леднев, Олег Пайбердин, Игорь Дронов), а также альтиста Максима Рысанова. У слушателей есть возможность подготовиться: перед концертом композитор Арман Гущян прочтет лекцию о Жераре Гризе (начало в 17.30, вход по билетам на концерт, но надо заранее зарегистрироваться).

12, 13, 14, 15, 16 декабря
Большой театр
«Путешествие в Реймс»

Эта опера Россини долгое время считалась утраченной, была восстановлена совсем недавно и стартовала в новую жизнь после премьеры в 1984 году на фестивале в Пезаро. В общем-то, это не совсем опера. В ней толком нет сюжета, а есть просто много симпатичных персонажей (которые собрались ехать на коронацию Карла Х в Реймс, но что-то пошло не так), головокружительно-виртуозные арии и рекордный ансамбль для четырнадцати голосов. Маэстро Туган Сохиев не скрывает своей любви к этой музыке. В концертном варианте «Путешествие в Реймс» уже было им удачно исполнено на сцене Большого с участием местного оркестра и международной команды певцов (в которой приглашенные специалисты вполне на равных соседствовали с выращенными своими). Теперь – полноценная сценическая версия от модного, но пока нам не известного итальянца Дамиано Микьелетто. Однако, поскольку спектакль Большого является копродукцией с Нидерландской оперой, где его уже показывали в 2015 году, то несложно выяснить его остроумные подробности. Итак, маленький спойлер: в музее готовится выставка – произведения искусства, в которых предлагается опознать творчество Ван Гога, Веласкеса или Фриды Кало, оживают и вступают в сложные отношения с современной реальностью.

14 декабря
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Страсти по Иоанну» под управлением Максима Емельянычева

Одно из главных сочинений Баха никогда нелишне переслушать. В данном случае есть дополнительные резоны. К хорошо известному московскому оркестру Musica Viva присоединятся западные солисты и прекрасный хор «Латвия». И, пожалуй, главная приманка – молодой маэстро Максим Емельянычев, чудесный музыкант-барочник с круто развивающейся европейской карьерой.

15, 20, 25 декабря
Галерея Нико
NikoFest 2018

Фестиваль проходит в небольшом и очень приятном пространстве галереи Niko, в окружении многочисленных работ художника и скульптора Николая Никогосяна. Тот факт, что не все меломаны про это пространство знают, дает удивительную возможность без особой давки послушать хорошую камерную музыку в исполнении отборных молодых музыкантов, которые совсем нечасто съезжаются вместе. Их набор впечатляет. В первый вечер трио Шуберта и Вайнберга играют пианист Лукас Генюшас, скрипач Айлен Притчин и виолончелист Александр Бузлов. В центре второго вечера, в котором участвуют пианисты Анна Генюшене и Арсений Тарасевич-Николаев, кларнетист Михаил Безносов, скрипач Даниил Коган и виолончелист Евгений Румянцев, – Квартет на конец времени Оливье Мессиана. И ударный финал – дуэт пианистов Вадима Холоденко и Андрея Гугнина с музыкой Дебюсси, Брамса и Рахманинова.

Юлия Чечикова,
заместитель главного редактора журнала «Музыкальная жизнь»

17 декабря
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Германик в Германии»

В январе уходящего года на лейбле Decca состоялся примечательный во всех отношениях релиз: к 250-летию со дня смерти Николы Порпоры была целиком записана опера «Германик в Германии». В отличие от Генделя, чьи сочинения прочно обосновались в репертуаре музыкальных театров и фестивальных программах, творчество его современника Порпоры, напротив, только начинают открывать заново. И по этой части контратенор и меццо-сопранист Макс Эмануэль Ценчич – самый преуспевший из адвокатов технически непростой и к тому же малоизвестной вокальной музыки неаполитанского мастера. Запись виртуозных арий, созданных Порпорой для господствовавших в итальянской опере-seria певцов-кастратов – Фаринелли, Сенезино, предваряла работу над полномасштабным «Германиком». Соучастниками проекта стали Юлия Лежнева – действующая российская звезда барочного исполнительского искусства, юная Диляра Идрисова – представительница нового поколения, французско-марокканское сопрано Хаснаа Беннани, также специализирующаяся на старинной музыке. Этот сыгранный певческий ансамбль вместе с польской «Капеллой Краковенсис» (дирижер – Ян Томаш Адамус) представит в середине декабря в Москве концертную версию «Германика». Порой страницы этой трехчасовой оперы (чем не вагнеровский масштаб?) напоминают дьявольски закрученные упражнения для голоса, но у Ценчича и его единомышленниц это не превращается в соревнование. Здесь есть чем восхититься помимо обильно украшенных фиоритурами вокальных линий.

30 декабря
Большой зал «Зарядья»
Новогодний концерт Ильдара Абдразакова

Один из лучших басов мира Ильдар Абдразаков проводит вторую половину календарного года преимущественно в Европе: летом он дебютировал в партии Бориса Годунова в парижской Опера Бастий, затем на Зальцбургском фестивале предстал в россиниевском буффонном шедевре «Итальянка в Алжире» в образе бея Мустафы. Теперь настал черед миланского Ла Скала. Здесь Абдразаков оказался занят сразу в двух постановках: в октябре впервые в своей карьере исполнил партию испанского гранда Руи Гомеса де Сильвы в редкой опере Верди «Эрнани», а вскоре появится и новый «Аттила» (премьера назначена на 11 декабря). О двух свежих работах напомнит программа предновогоднего концерта в московском «Зарядье». Абдразаков – из той когорты певцов, которым по плечу сделать даже из набившего оскомину вечера любимых оперных арий красивый выход большого артиста.

Второй герой этого праздничного вечера – Госоркестр имени Е. Ф. Светланова. Ровно половина декабрьских концертов коллектива (и этот в том числе) отдана Василию Петренко. Во втором отделении он предпочел исполнить Седьмую симфонию Бетховена (хотя Девятая, с участием хора и грандиозной одой «К радости», конечно, еще больше отвечает торжественности момента). Так или иначе, главный приглашенный дирижер ГАСО, которому минувшим летом довелось не раз обращаться к партитурам Бетховена во время фестивалей в США, наверняка найдет «второе дно» в произведении, названном Вагнером «апофеозом танца».