В мечте о свете и покое События

В мечте о свете и покое

Историческая реконструкция последнего концерта Чайковского в Большом зале Московской консерватории

Зритель любит исторические реконструкции.

Да вот беда — все эти расплодившиеся по всему миру фестивали реконструкций посвящены почти исключительно сражениям, читай — массовым смертоубийствам. А «почти» – потому, что есть и сугубо мирные, чисто культурные реконструкции. Например, знаменитых концертов, в силу объективных обстоятельств следов в аудио- и тем паче видеозаписи не оставивших.

Одна из вечных легенд русской музыки — последний концерт Петра Ильича Чайковского, который состоялся 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года в рамках Первого симфонического собрания в Большом зале филармонии в Петербурге.

Ровно через девять дней Чайковского не стало, отчего вокруг самого концерта со временем наросла такая толща всевозможных конспирологических домыслов и версий, что его программа поневоле отошла куда-то на дальний-дальний план. И вновь мы услышали её — спасибо Большому симфоническому оркестру имени Чайковского и лично Владимиру Ивановичу Федосееву! – лишь ровно через 125 лет после смерти композитора.

А программа достойна внимания — половина из её номеров с тех пор не исполнялась вообще. Никогда. И если бы не радения Московской консерватории и Дома-музея Чайковского в Клину, в архивах которого отыскались партитуры и увертюры к опере Германа Лароша «Кармазина», и сделанной Чайковским редакции танцев и моцартовского «Идоменея».

Увертюру Лароша, признаться, так и тянет окрестить музыкальным графоманством. Но — воздержимся. Из уважения и к другу Чайковского, немало потрудившегося на ниве отечественной музыкальной критики, и к маэстро Федосееву, сотворившего из типично любительского сочинения эффектную симфоническую миниатюру.

Во первом отделении концерта  (в 1893 году оно было вторым –  в первом состоялась абсолютная премьера Шестой симфонии) прозвучал и Первый концерт в не самой известной авторской редакции — 1879 года. Она, без сомнения, не столь броска и эффектна, как общепринятая редакция Зилоти. Но сыграл  её  – как и Испанскую рапсодию Листа – Андрей Коробейников вдохновенно и виртуозно, но с явственно ощущавшейся печали. Ведь он, разумеется, знал о том, что случилось через девять дней после концерта.

А вот Владимир Федосеев — не как человек, а как музыкант! – позволить себе этого знания не мог. И в этом состояла главная, театрально говоря, его сверхзадача. Реконструкция по определению требует возможно большего приближения к обстановке воспроизводимого события. Чайковский же, поднимаясь за пульт, – оставим опять-таки за скобками конспирологов! -не ведал своей будущей судьбы.

Со временем Шестая симфония, с нелёгкой руки грядущих «аналитиков» превратилась чуть ли не в априорную отходную Чайковского по самому себе. Между тем, в исполнении Федосеева, постаравшегося, если так можно выразиться,  максимально «осветлить» симфонию, в знаменитом финале не было душераздирающего и потрясающего до жути, до донышка предчувствия грядущего небытия.

Чайковский, как известно, за свои пятьдесят три года, как говорится, «горюшка хлебнул — не бывает больше». Ранняя седина тому порукоц Каково ему было тогда — при всей его чувствительности?  И в симфонии в интерпретации Федосеева — был явлен не только неумолимый ток «реки времён» , но и тайная мечта – если не о «свете», говоря словами Булгакова, так о «покое» – точно.  И предощущение. Не физической смерти, не о ней шла речь — а какого-то значительного перелома в судьбе, её рубежа.

Но кто же мог знать, что рулетка судьбы Чайковского попадёт на «зеро»?

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди