Нежность События

Нежность

К 85-летию Галины Писаренко

Искусство создают индивидуальности – так было всегда. Народная артистка России Галина Алексеевна Писаренко, чей юбилей мы празднуем в нынешнем году, – ярчайшая личность, и подтверждение тому мы находим не в регалиях, не в «легендах», а в первую очередь в музыке.

Татьяна из «Евгения Онегина» – чьи прочтения знаменитого образа из оперы Чайковского уже по праву можно считать хрестоматийными? Какие интерпретации и сегодня звучат современно, до сих пор трогают нас, волнуют? Думаю, после такого вопроса у многих в один ряд встанут как минимум три замечательные и совершенно не похожие друг на друга певицы: Галина Вишневская, Тамара Милашкина и Галина Писаренко.

Образ Татьяны, созданный Галиной Писаренко, – как ни у кого другого динамичный. Своим голосом, тембр которого, услышав один раз, невозможно забыть, певице удавалось расцветить «классическую» меланхолию буквальным ощущением молодости, очарования, импульсивности.

«Татьяна, Мими, Мюзетта и, конечно, моя любимая Манон в опере Массне – с ними я не расстаюсь всю жизнь», – признавалась певица в одном из интервью. Гостелерадиофондом сохранены две видеозаписи коронных партий примадонны Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: Татьяна и Манон. Еще многое мы можем услышать на пластинках, посмотреть фрагменты на видеопленках. Счастье, что есть возможность прикоснуться к той эпохе, когда пели по-другому, не так как сейчас. И пусть даже Манон объясняется в любви к Де Грие на русском языке. В советское время это было традицией, а сейчас нам куда важнее понять и осмыслить чисто музыкальное решение выдающейся артистки, не правда ли?

Очень точно характеризуют Галину Алексеевну сказанные ею однажды слова: «Я не думала, что достойна петь в Большом театре или Театре Станиславского, я хотела начать с провинциальной сцены». Наверное, именно строгое отношение к себе помогало певице в непростой творческой профессии, а иначе невозможно и в опере, и в камерном творчестве, и в педагогике добиваться неизменно высокого качества.

Молодые певцы часто задаются вопросом: как сохранить голос и петь долго? Возможно, творческий путь Галины Писаренко и здесь будет отличным примером для подражания – на большую сцену она выходила до 62-х лет.

«Уже несколько десятилетий музыкальная жизнь России рифмуется с чистым и ясным звучанием ее имени», – так писал о певице Евгений Владимирович Колобов, за которым в 1991 году она ушла в только что созданный театр «Новая Опера», в стенах которого еще до сих пор сильна память о ее работе в одноактной опере Прокофьева «Маддалена».

Все свои партии и даже последнюю, Маддалену, Галина Писаренко готовила с великой Ниной Львовной Дорлиак. По-настоящему ценными советами, вокальными «подсказками» Нины Львовны Галина Алексеевна делится со своими студентами в Московской консерватории и на открытых мастер-классах, фактически продолжая ее удивительную линию бережного и профессионального отношения к вокалу. То, что метод работает, доказывают на мировой сцене ученики Галины Писаренко: Ирина Ромишевская, Любовь Петрова, Альбина Шагимуратова и многие другие.

Еще одна судьбоносная фигура в жизни Галины Алексеевны – Святослав Рихтер. Меломанов покорял его невероятный дар не только как сольного исполнителя, но и как концертмейстера: мало кто мог так чувствовать певцов, выстраивать интересное звучание ансамбля, кропотливо работать над музыкальными образами и даже выбирать сам репертуар.

Выступать на одной сцене – инициатива, конечно, Святослава Теофиловича. С «лучшей из всех Татьян», как Рихтер называл Галину Писаренко, он сделал четыре программы. Все началось с романсов Метнера, к счастью, записи концертов тоже сохранились. Ко второму вечеру они подготовили совершенно неожиданные названия – «Песни безумного муэдзина» и «Курпевские песни» Шимановского! Сама Галина Алексеевна рассказывала об этом сочинении, предваряя телевизионную трансляцию: «Наша работа шла не только над постижением сложной музыки Шимановского, не только над преодолением чисто вокальных трудностей, в каждой песне Рихтер искал определенное психологическое состояние и предлагал очень интересные задачи. Например, в первой песне он сказал, что нужно почувствовать себя юношей, который полон удивления перед той красотой, которая находится вне его, такое состояние благоговения, что он готов взлететь в небо».

Позже с Рихтером певица готовила партию Гувернантки из оперы «Поворот винта» Бриттена, премьера состоялась на знаменитых «Декабрьских вечерах». И последняя совместная работа музыкантов – романсы Грига, Галина Алексеевна по праву считается лучшей исполнительницей его миниатюр в Советском Союзе.

Как нашим артистам удавалось в те годы делать карьеру за рубежом, учитывая архисложную процедуру получения разрешения на выезд? Галина Писаренко имела ангажементы в Комише опер и Штаатсопере (Германия), пела в Италии, Чехословакии, Финляндии, Польше. Все отзывы иностранной прессы того времени меркнут по сравнению с одним – «настоящее bel canto!» Представить себе что-то выше такой оценки в середине XX века было невозможно.

В 1971 году композитор Виталий Губаренко написал монооперу «Нежность»: московскую премьеру, не испугавшись экспрессионистского музыкального языка, спела Галина Писаренко. И вновь – попадание в «десятку», именно в ее исполнении изначально спорное произведение получило всеобщее признание. Позже певица с дирижером Владимиром Кожухарем и оркестром Большого театра записала первую советскую монооперу на пластинку.

Была в судьбе Галины Алексеевны и другая «Нежность». Как известно,  она удостоена почти обесцененного сегодня звания «народная артистка», а какой жанр во все времена способен обеспечить огромную известность и всеобщую любовь? Песня, конечно. Через такой, на первый взгляд, простой, а едва ли не самый сложный жанр, многие люди приходят к опере, начинают интересоваться камерным вокально-инструментальным творчеством, открывают для себя новый мир.

Самая популярная запись Галины Писаренко из всех, что сейчас можно найти и послушать в интернете, – песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Нежность». Поразительно, как певице легко и естественно удается «скрыть» богатые возможности своего оперного голоса, остаются только необходимые и подходящие для этой мелодии небесная чистота тембра ее голоса, пронзительная подача, выразительность слова.

Галина Алексеевна Писаренко – поистине удивительный, доброжелательный, светлый человек. Даже если вы не знакомы с ней лично, это хорошо слышно, потому что в пении скрыть что-то или притвориться невозможно. А мгновения общения с ней точно не смогут оставить равнодушным. Сила ее искусства создает сокровенное впечатление на всю жизнь.

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale