Полетная муза Большого театра События

Полетная муза Большого театра

На Исторической сцене отметили 85-летие народной артистки СССР Марины Кондратьевой. В ее честь в балете «Дон Кихот» выступили ученицы героини вечера

Марина Кондратьева – поистине драгоценная персона в короне знаковых танцовщиц Большого театра и педагог с большой буквы в созвездии его репетиторских имен. В плеяде выдающихся мастеров золотого века Большого театра она занимала свою индивидуальную нишу – полетной музы, романтико-лирической балерины-грезы танца XX века.

Танцовщица породистой когорты балерин-дам отличалась большой внутренней культурой, аристократичной исполнительской манерой, благородством жестов, прыжком в поднебесье, брендовой московской эмоциональностью. Публика наслаждалась ее ненатужной виртуозностью, легкостью и динамичностью танца (все тернии балетного класса оставались за кадром). Мария в «Бахчисарайском фонтане», Сюимбике в «Шурале», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сильфида в «Шопениане», Вакханка в «Вальпургиевой ночи», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Принцесса Аврора в «Спящей красавице», Катерина в «Каменном цветке», Ширин в «Легенде о любви», Фригия в «Спартаке», Анна Каренина в одноименном балете – всех партий не счесть. Для многих она была и остается лучшей Жизелью. Сохранившиеся записи ее выступлений, красноречиво говорящие о ее танцевальной исключительности, – бриллиант летописной истории балета.

Детство Марины Кондратьевой прошло в академических кругах высшей пробы (ее отец – известный физико-химик академик Виктор Николаевич Кондратьев). В годы войны группа ученых со своими семьями во главе с «отцом советской физики» академиком Абрамом Федоровичем Иоффе была эвакуирована в Казань. Там юная Марина участвовала в концертах для раненых в госпиталях, ведомая ненасытной жаждой танца. Талант девочки был столь очевиден, что друг семьи академик Николай Николаевич Семенов, получив разрешение Иоффе и убедив нейтрально настроенных к балету родителей, повез Марину в Москву поступать в балетную школу Большого театра. Тогдашний ее директор Николай Тарасов, одобрив хорошие данные кандидатки, был, однако, непреклонен: «Девочка хорошая. Но приводите ее на следующий год: сейчас все места заняты, занятия начались». Расстроенные и Марина, и Семенов вернулись в гостиницу, где волею счастливой судьбы оказалась великий балетный педагог Агриппина Ваганова, приехавшая в московский госпиталь к раненому сыну. «Я – Семенов, а это моя родственница Марина. Приехали поступать в балетную школу, но набор уже закончен. Помогите», – обратился будущий нобелевский лауреат к знаменитой ленинградке, по ее признанию, знакомой с трудами одного из основоположников химической физики. Ваганова, зорким оком узрев в девочке балетную породу и взяв ее за руку, повела «Марину Семенову № 2» снова на Пушечную улицу в балетную школу Большого театра (она, видимо, решила, что имеет дело одновременно с тезкой и однофамилицей своей любимой ученицы Марины Семеновой). Принявший их Тарасов улыбнулся и Вагановой отказать не смог. Так педагог-легенда русского балета в буквальном смысле собственноручно ввела Кондратьеву в мир классического танца. Стечение обстоятельств уже в Большом театре благосклонно привело молодую танцовщицу в класс той самой Марины Тимофеевны Семеновой, с которой она постигала все премудрости балетного мастерства, а по завершении славной танцевальной карьеры перенимала педагогический опыт.

Кондратьева облагораживала и преображала молодых танцовщиц, делая из них настоящих балерин. Но судьба вела себя жестко по отношению к Кондратьевой-педагогу. Так «тальониевское» чудо Маргарита Перкун-Бебезичи на заре блестящего пути погибла в автокатастрофе, пигмалионно выпестованных учениц забирали от нее, передавая другим, более орденоносным, иные ученицы предавали ее, а любимейшее детище Наталья Осипова, к великому сожалению, покинула Большой театр.

Юбилейный вечер собрал учениц Кондратьевой последних лет Маргариту Шрайнер, Юлию Степанову, Ольгу Смирнову, прилетела поздравить любимого педагога и Наталья Осипова, ныне прима лондонского Королевского балета. Предстали три Китри. Каждой досталось фактически по акту: легконогая Маргарита Шрайнер с Игорем Цвирко зажигали в бравурном площадном первом акте «Дон Кихота» и в «Таверне», в сцене «Сна» Дульсинею изображала Ольга Смирнова, а Повелительницу дриад – Юлия Степанова. В третьем акте сводили зрителей с ума Наталья Осипова и Иван Васильев.

Гран-па из «Дон Кихота».  Наталья Осипова – Китри и Иван Васильев – Базиль

 Соскучившаяся по знаменитому дуэту публика встретила их с неистовством и ревом. Живые и харизматичные, они позволили вспомнить о ликующем танце. Осипова кружила вихрем в сверхскоростном фуэте, Васильев играючи «разбрасывал» трюки категории ультра-си.

Саму Марину Кондратьеву приветствовали дважды. Сперва она, элегантная и стройная, появилась в легендарной так называемой ложе народных артистов, а руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев произнес теплую речь. В финале Кондратьева вышла на сцену в окружении своих учениц. Была явлена иная балетная реальность, иная культура сценического движения. Ее выразительные руки пели, а легкий графический силуэт будто танцевал под аккомпанемент скандирующего зала. Казалось, музы с плафона Большого ей улыбались.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди