Кто же получит International Opera Awards‑2019? Рассуждает музыкальный критик, театровед, главный редактор издательства «Аграф» АЛЕКСЕЙ ПАРИН
Премия International Opera Awards появилась в мировом оперном контексте в 2012 году и с тех пор стала чуть ли не адекватом Нобелевской премии в музыкальном театре. Конечно, для записей была и остается «Грэмми», для оперы – Faust и результаты опроса среди авторов журнала Opernwelt, есть всякие более мелкие и более локальные отличия. Да, мы все знаем уже, что премия – вещь почетная, но погоды не делающая, что, конечно, есть «деятели искусства», которые обречены всякий раз при выдвижении получать премии (у нас – Гергиев, Черняков, Курентзис), и что при этом не премией единой жив человек. Все равно, когда премия уже раскручена, нам важно, кто ее получал. Она себя проверяет уровнем лауреатов. Что же Opera Awards?
Первый год, 2013 – просто год счастья. Не поленюсь, перечислю. «Доступность» («Accessibility») – Метрополитен-опера. CD (опера целиком) – «Александр» Генделя под управлением Георгия Петру (Armonia Atenea, с участием Ценчича, Лежневой, Говен, Санчо, Хорошева). Хор – Опера Кейптауна. Дирижер – Антонио Паппано. Художник по костюмам – Буки Шифф. Режиссер – Дмитрий Черняков. DVD – «Триптих» Пуччини (Ковент-Гарден, режиссер Ричард Джонс, дирижер Антонио Паппано). Лучшая певица – Нина Стемме. Фестиваль – Зальцбургский. «За выдающийся вклад» – сэр Джордж Кристи. Художник по свету – Пол Констебл. Лучший певец – Йонас Кауфман. Начинающий дирижер или постановщик – Даниэле Рустиони. Новая постановка – «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (Опера Нидерландов, режиссер и художник Дмитрий Черняков). Лучший оперный театр – Опера Франкфурта. Лучший оркестр – Метрополитен-опера. Лучший меценат – сэр Питер Мурс. Заново открытое произведение – «Давид и Ионафан» Шарпантье (Les Arts Florissants, дирижер Уильям Кристи). Лучший сценограф – Энтони Макдональд. Мировая премьера – «Написано на коже» Бенджамина (Фестиваль в Экс-ан-Провансе). Лучшая молодая певица – Софи Беван.
Список длинный, и весь его я комментировать не собираюсь. Отмечу только, что «Китеж», на мой взгляд, лучшая работа Чернякова вообще, и потому его двойная награда в тот год неудивительна. С именами Антонио Паппано и Уильяма Кристи как «хранителей Грааля» никто не поспорит. Признание роли фестиваля в Экс-ан-Провансе как одного из главных «создателей новой правды» (Шарпантье и Бенджамин) говорит само за себя. И если по поводу Нины Стемме мнения могут расходиться, то звездность Йонаса Кауфмана не может отрицать никто, даже я, которого он убеждает отнюдь не всякий раз.
Обратим внимание на номинацию «фестиваль». Оперных фестивалей в мире не так уж много, и потому к сегодняшнему дню список главных фестивалей фактически исчерпан. Среди номинаций этого года претендовать на награду в полной мере может только детище Жерара Мортье, «монстр» Ruhrtriennale, потому что, например, два других, наиболее видных – итальянский Фестиваль в Валле д’Итрия и чешский Фестиваль Яначека в Брно, куда менее значимы.
Я резко перешел к номинантам этого года. Как будто отбросил все промежуточные пять лет. Но обещаю, в случае чего мы будем к ним возвращаться. Говоря о номинантах в графе «Просвещение и популяризация», нельзя не вспомнить, что лауреатом в премиях 2017 года стал Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, который действительно буквально землю роет, чтобы просветить и по-хорошему поднакачать наших мелких. Сегодня в этой графе претенденты – берлинская Комише опер, где интендант Барри Коски широко развертывает репертуарный фронт от оперетки до opera seria, и Фестиваль в Экс-ан-Провансе, который может в один сезон представить сразу все пять веков оперного творчества.
В разделе «Хор» мы видим хор нашего родного Большого театра. Он конкурирует с аналогичными коллективами Ковент-Гардена, Лионской оперы, театра Ла Скала, Нидерландской оперы, дрезденской Земперопер. Мне кажется, нашему московскому хору пока еще ближе русские краски. В Реквиеме Берлиоза, например, который исполнялся вместе с оркестром Оперы Тулузы (дирижер Туган Сохиев), хору сильно не хватало всех умений, которых требовала сложнейшая партитура.
В разделе «Оркестр» бросается в глаза номинация musicAeterna, оркестра Пермской оперы под управлением Теодора Курентзиса. Эти музыканты знамениты не только своими оперными достижениями (в том числе на дисках), но и симфоническими «ударами по массам». Рядом с этим коллективом оркестр театра «Новая Опера», который после смерти Евгения Колобова сильно потускнел, растерял краски и даже огрубел (читатель простит мне злостный субъективизм!), выглядит просто неуместным. Сознаюсь, когда спектаклю «Ромео и Джульетта» по опере Гуно дали «Золотую Маску», хотя в оркестровой «трактовке» не было ни тени французского изящества, я сильно огорчился. А вот соседство пермяков с оркестрами лондонского Ковент-Гардена или берлинской Штаатсопер не вызывает никаких вопросов.
К пермякам присоединяется и Максим Емельянычев по категории «Начинающий» – он выдвинут как дирижер, потому что уже действует очень решительно в театрах и записывает оперные диски. Рядом с ним – немецкая дирижер Йоана Мальвиц, которая отличается крепкой хваткой.
В записях сольных дисков меня интересует прежде всего Анита Рачвелишвили со своим первенцем. Но, по правде говоря, не могу назвать этот диск успешным, там кое-что получилось приблизительно, не адекватно большой артистке. Так же бледен, мне кажется, и диск Эльзы Драйзиг, а в пении Макса Эмануэля Ценчича в его ариях Порпоры не хватает азарта и рвения. В этой графе мой любимец – Стефан Дегу с его «Преисподней», записанной с феноменальным Рафаэлем Пишоном и его ансамблем «Пигмалион».
В разделе «Новая постановка» мы видим «Тристана и Изольду» Дмитрия Чернякова в берлинской Штаатсопер. Спектакль, который многих перевернул до глубины души. Он конкурирует с работами мастеров – «Енуфой» Кэти Митчелл, «Из мертвого дома» Кшиштофа Варликовского, «Ванессой» Кита Уорнера.
В позиции «Режиссер» первым номером по алфавиту идет Василий Бархатов, который в последние годы все успешнее проявляет себя на Западе. В частности, его постановка «Невидимого», трех коротких опер Ариберта Раймана по пьесам Метерлинка, в берлинской Дойче опер стала триумфом – даже сам композитор не ожидал, что можно с ходу так внятно и основательно донести внутренний смысл музыки до публики. Впрочем, рядом с Бархатовым – супермастера: Каликсто Биейто, Кэти Митчелл, Дэвид Паунтни, Кшиштоф Варликовский. Я думаю, для молодого Бархатова сама номинация – уже очень много!
Но вот за Асмик Григорян, жену Бархатова, в категории «Лучшая певица» я буду болеть! Хотя она номинирована вместе с француженкой Сабин Девьейль, которую я просто боготворю, и Анной Катериной Антоначчи, считающейся буквально лучшей трагической героиней нашего времени. Но в Асмик Григорян есть такая победительная сила, такая воля, такая страсть, что ее Саломея в зальцбургском спектакле 2018 года на самом деле произвела сенсацию.
Ополчаюсь на премии, прошу к ним относиться «без фанатизма». А сам впадаю в раж, чуть вспомню что-то по-настоящему блестящее…