А вам идет этот цвет! События

А вам идет этот цвет!

В Москве прошли гастроли Пермского театра оперы и балета

Самой яркой точкой четырех событий вояжа стал показ постановки «Замок герцога Синяя Борода» в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Опера Белы Бартока – это про эмоции и состояние. Сюжетная часть «Синей Бороды» не пестрит событиями и поворотами. Но вкупе с музыкой опера обладает таким вездесущим ощущением саспенса и неизменно приближающейся трагедии, что она бесцеремонно пролезает тебе под кожу, продирается сквозь плоть и вольготно играет на нервах, как на кифаре. Спустя всего пять минут музыки неподалеку сидящая женщина прошептала своей соседке: «Боже, это ужас какой-то!»

Такая реакция была весьма ожидаема, ведь за день до этого зал Московской филармонии звучал поздним романтизмом. Первые за полтора года гастроли Пермского театра начались с одной из успешнейших их программ – Вагнер, Малер, Штраус. «Пою и пью, не думая о смерти!» – этими строчками Евтушенко можно описать дух концерта. И если «Песни странствующего подмастерья» Малера и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса еще пытаются прикрыть фатализм меланхолией, то сцена смерти Изольды из оперы Вагнера и заключительная сцена из «Саломеи» того же Штрауса открыто обдают лицо могильным холодом. Экскурсоводами по кладбищу выступили солистки Пермского театра Анжелика Минасова, Зарина Абаева, Наталья Буклага и Надежда Павлова, которая впервые примерила на себя образ Саломеи и безукоризненно в него попала.

 

У Павловой была еще одна важная роль в этих гастролях – стать противопоставлением. Концерт «Озарения» в «ГЭС-2» дал слушателям перспективу – ее исполнение Les Illuminations Бенджамина Бриттена прошло контрапунктом к барочным произведениям Пёрселла, Монтеверди, Вивальди и Скарлатти, спетых Екатериной Проценко. Оба концерта дирижировал Владимир Ткаченко, чьи интерпретации поначалу казались весьма пресными и монотонными. Но анализируя спустя время, начинаешь осознавать, сколько в этой гладкой на вид фактуре сокрыто трещинок, надломов, срывов, создающих очень благородную фактуру.

Вместе с последним концертом гастролей в Музее Скрябина с тяжелым и звучным названием «С репертуара снять. Хранить вечно» (там исполнялась малоизвестная, можно сказать, потерянная в веках музыка) программа поездки оставила ностальгическое, декадентское впечатление. Но даже так хедлайнер Перми «Замок герцога Синяя Борода» сильно выбивался по духу.

Аншлага не было – московскую публику смыло дождем. Да и заходя в КЗЧ, освещенный леденящим морозно-голубым светом, хотелось выбежать в фойе погреться. Разогреть зал смог лишь Ярослав Тимофеев. И в этом он настолько преуспел, что оркестранты симфонического оркестра театра начали перешептываться и улыбаться – оттаяли, наверное. Но вот свет наконец сменился на привычный теплый сценический, Федор Леднёв встал за пульт, и стало спокойнее и легче. Ненадолго. Ведь литаврами грянуло оркестровое вступление.

 

Вообще, с «Синей Бородой» в Перми было принято множество хороших решений. Самое важное из них – запросить у Валерия Воронова пролог и эпилог к опере, избавив от необходимости комбинировать базово небольшую постановку с чем-либо еще. Возможно, именно это помогло спектаклю получить «Золотую Маску». Также правильным решением было привезти «Герцога» в Москву, никак не изменяя состав исполнителей: трио из Гарри Агаджаняна в роли Синей Бороды, Наталии Лясковой в роли Юдит и оркестра в роли «художника-импрессиониста» осталось нетронутым.

Художника? Да, поскольку музыка Бартока не рассказывает сюжет, а раскрашивает его, выстраивая в голове недостающие образы. Можно сказать, что «Замок герцога» – расширенная версия сцены ковки волшебных пуль из «Вольного стрелка», только вместо зачарованных патронов здесь проклятые двери. И Воронов уловил этот описательный дух оперы, ведь пролог оперы – «Путь к замку» – это одно большое оркестровое крещендо с выдержанным тоном. Последний передается от инструмента к инструменту, словно тень поместья Герцога, нарастая и нависая над залом в общей звуковой массе.

И вот когда мы оказываемся уже у самых стен, на сцене появляются и сами герои оперы. Надо сказать, работа, проделанная Агаджаняном и Лясковой, колоссальна: венгерский язык не очень удобен для иностранцев не то что для пения, а даже для произнесения. Они же в этих местами заковыристых партиях умудряются не только передать все переживания своих персонажей, но и добавить колорита некоторым сценам, интуитивно или осознанно смещая позиции звука голоса – он то далекий и приглушенный, то кажется, что певцы его уже почти «жуют». И вроде все хорошо: там, где должно быть страшно, – страшно, там, где должно быть спокойно, – все равно страшно. Но в этот раз слушателям трансляции все же повезло больше: в зале оркестр местами серьезно перекрывал вокалистов. Да и первая октава стабильно не звучала что у Герцога, что у Юдит. За исключением этого и пары спорных акцентов в самом начале пермская «Синяя Борода» – потенциально эталонное исполнение.

Помогло и оформление: московский показ с чьей-то легкой руки был назван полусценическим. Это не совсем верно. Если бы солисты театра вышли на сцену в костюмах, это была бы полноценная постановка. Поскольку и в самой Перми опера не отличается динамикой движений, «Синяя Борода» идеальна для гастролей. Все действие на сцене берут на себя видеопроекции, подготовленные Евгенией Сафоновой. Для столицы из них убрали сцены с Герцогом и Юдит в костюмах, но все пугающе-лиминальные эпизоды на экранах оставили, превращая статичное пение в триллер, иногда даже в сравнимый с Кроненбергом боди-хоррор. А в хорошем ужастике не обойтись без скримера, один такой «крик» – мунковский, по версии Ярослава Тимофеева, – звучит в эпилоге Воронова. Это вопль Юдит, теперь вечно звучащий в стенах замка Герцога, в Пермской опере, в Московской филармонии.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»