Ад у каждого свой События

Ад у каждого свой

Презентована «нижегородская» редакция оперы Глюка «Орфей и Эвридика»

Оперный театр в Нижнем Новгороде долгое время мог удивить меломанов лишь эстетикой «пыльных тряпок» и весьма низким исполнительским уровнем. К счастью, времена меняются: стали ощущаться позитивные перемены.

Новый этап в Нижегородском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина стартовал в феврале 2021 года с премьеры экстравагантной постановки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Режиссер Дмитрий Белянушкин, остроумно следуя актуальным тенденциям, перенес действие в наши дни, чтобы Графиня без проблем могла позвонить своей служанке Сюзанне по мобильному телефону. Критики, оценивая спектакль, отмечали удачное музыкальное воплощение концепции.

Нынешняя премьера – проект новой команды худрука Алексея Трифонова и главного дирижера Дмитрия Синьковского. Новаторскую оперу Глюка «Орфей и Эвридика» представили в новом концертом зале города, построенном внутри исторических пакгаузов на «Стрелке» – в месте слияния Оки и Волги.

Павильоны-склады «пакгаузы», каркас которых выглядит как ажурное металлическое кружево, появились в конце XIX века. В 1896 году в Нижнем Новгороде проводилась XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка, которую посещал лично император Николай II и осматривал там такие экспонаты, как первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. После десятков лет забвения (символично смысл перекликается с судьбой нижегородского оперного) в два сохранившихся пакгауза вдохнули новую жизнь – построили внутри них галерею и концертный зал на 426 мест со стеклянной панорамной стеной с видом на «Стрелку» и историческую часть города.

Акустику нового зала, где «театральное эхо» плавно спадает за счет вертикальных ребер боковых стен, одним из первых проверил Теодор Курентзис – остался доволен. Постановка «Орфея и Эвридики» также подтвердила замечательный акустический результат: на последних рядах небольшого зала все слышно «как на ладони».

Режиссировали спектакль лауреаты премии «Золотая Маска» Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова, за музыкальную часть отвечал Дмитрий Синьковский. Интересно, что главный посыл всех предпремьерных высказываний постановщиков и предмет гордости – собственная новая редакция партитуры. Но именно этот вопрос оказался даже дискуссионнее, чем визуальное решение спектакля.

Известный музыковед Лариса Кириллина в буклете к спектаклю подробно рассказывает о причинах появления различных редакций: почти всегда они были связаны с предлагаемыми обстоятельствами и зависели от страны, где ставится опера, и от художественных вкусов власть имущих. Например, счастливый финал с воскрешением Эвридики Глюк и его либреттист Кальцабиджи преподнесли одному из императоров в качестве подарка на день рождения. «Не существует никакого единственного правильного варианта трактовки, – заключает исследователь, – шедевр продолжает жить и развиваться, обогащаясь новыми смыслами».

«Нижегородская» редакция оперы основана на непопулярном пармском варианте. «Номера, которые в пармскую редакцию не вошли, мы брали из венской редакции, два номера взяли из парижской и один из неаполитанской, поэтому у нас теперь есть своя нижегородская», – рассказали постановщики. Увы, желание объять необъятное и вместить в редакцию максимум – похвалить не получится. Развитие действия казалось ощутимо затянутым, и в таком эффекте «скрадывались» яркие драматургические акценты на сцену с фуриями, на роскошную флейтовую «Мелодию» и танцевальные эпизоды в талантливой и стильной хореографии участника Пятого режиссерского конкурса «Нано-опера» Михаила Колегова. Кстати, сфера танца в «Орфее и Эвридике» значительно расширена пантомимой и театром теней – и все эти «компоненты», несомненно, удались артистам балета.

Режиссерская идея спектакля далека от привычной, хотя многие ее уже знают: в Нижнем Новгороде премьера представляет собой вариант спектакля, представленного несколько лет назад на пермском фестивале «Территория». Вместо Эвридики умирает Орфей, финальное воскрешение переосмысливается воссоединением влюбленных в царстве мертвых, греческие мотивы заменяются египетскими с введением в самом начале сцены бальзамирования и изъятия органов, вместо подземного царства провоцируются аллюзии на космическое пространство. Все эти решения возможны, в конце концов, ад у каждого свой. Конечно, большинство из режиссерских подтекстов без вербальных комментариев считать невозможно – но бурный поток ассоциаций к происходящему на сцене не останавливается до финала, источник для фантазии в структуре спектакля заложен, и это любителям подобных процессов все компенсирует.

Музыкальная часть по качеству распалась на две составляющие – оркестр и певцы: под знаком вдохновения они объединялись чрезвычайно редко. Музыканты нового оркестра Нижегородского театра оперы и балета La voce strumentale под управлением Дмитрия Синьковского удачно балансировали между стильностью и безграничными возможностями своих инструментов: дирижер брал удобные темпы, интересно расставлял акценты, выдавая почти инструментальный театр. Партию Орфея, в которую вошла ария «Addio, o miei sospiri», написанная Глюком для контратенора и адаптированная век спустя Берлиозом для меццо-сопрано Полины Виардо, исполнила Дарья Телятникова. Образ Эвридики, второстепенный по задумке композитора, но усиленный режиссерами, воплощала Татьяна Иващенко. Укрепить небольшую, но драматургически важную роль Амура, замененного в спектакле ни много ни мало на саму Смерть, пригласили солистку Московского театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Лилию Гайсину. К сожалению, вокал всех трех певиц, обладающих замечательными голосами, оказался на перепутье между псевдобарочностью и «пением на опоре»: стилистическая интуиция солисток подвела, но с актерскими задачами они справились и выглядели убедительно.

Если говорить об «Орфее и Эвридике» одним тезисом – эксперимент не идеальный, но радует. Художественный руководитель театра Алексей Трифонов, помнится, обещал на одной из пресс-конференций новую постановку «Кармен» и сотрудничество с Большим театром: после только что обсужденной премьеры наш интерес к планам не ослабел, ждем.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди