Академия модерна с женским лицом События

Академия модерна с женским лицом

Гендерные акценты и курс на перезагрузку на фестивале в Вене

Музыкальная программа австрийского фестиваля Wiener Festwochen настроилась на женскую доминанту. Это и акцент на теме сочинений (опера Пауля Хиндемита «Святая Сусанна», опера-оратория Джона Адамса «Евангелие от другой Марии», камерная медиаопера Бушры Эль-Турк «Женщина в точке ноль»), и большое для стандартных фестивальных пропорций число женщин-дирижеров (Марит Стриндлунд, Николь Пайемент, Катарина Винкор), и главное – весомое присутствие в программе женщин-композиторов.

Идея ежегодного композиторского конкурса Akademie Zweite Moderne («Академия второго модерна») внутри Festwochen была одним из ключевых пунктов предвыборной программы, с которой команда интенданта Мило Рау получила свой пятилетний контракт. Каждый год в течение этих пяти лет международное жюри будет отбирать и приглашать в Вену десять женщин-композиторов из разных стран. Их сочинения представляет на двух концертах ансамбль Klangforum Wien. Итоговое число пятьдесят неслучайно: примерно столько учениц посещало в Вене композиторские семинары Арнольда Шёнберга, чей 150-летний юбилей стал еще одним важным программным элементом фестиваля этого года. В отличие от главных учеников Шёнберга – Веберна и Берга – большинство имен его многочисленных учениц по композиции кануло в Лету (среди редких исключений – Вильма фон Вебенау, Генриетта Босманс, Наталья Правосудович). Любопытно, что несмотря на документальные свидетельства пренебрежительных высказываний Шёнберга по поводу женской способности к композиции, его поступки говорят и об обратном: в 1933 году из 75 заявок на композиторские стипендии в Бостонской консерватории он лично отобрал двух кандидаток, занимался с некоторыми студентками  бесплатно,  помогал  с публикациями одной из первой женщин-композиторов Канады Джин Култхард, а в числе наиболее интересных американских композиторов нового поколения называл одну из своих  последних  учениц – Дику Ньюлин.

курсив
Международное жюри конкурса

Таким образом, имя Шёнберга – одного из главных музыкальных новаторов и символов венского модерна – становится отправным пунктом в нынешней «перезагрузке» модерна. При этом цель Академии – не только внесение гендерного разнообразия в программу фестиваля, но и структурное влияние на неповоротливый мир академической музыки. «До сих пор 92 процента оркестровой музыки, исполняемой по всему миру, написано композиторами-мужчинами», – гласит пресс-релиз конкурса. Кроме двух концертов был организован двухдневный дискуссионный форум, в котором приняли участие представители крупнейших филармонических, образовательных и театральных организаций. Как часто бывает на подобных саммитах, в финале форума участники подписали совместный манифест, полный самых благих намерений, однако своей главной целью организаторы Академии видят не столько пресловутые льготы и квоты, сколько возможность живого профессионального общения женщин-композиторов из самых разных уголков мира.

В этом году жюри выбрало первую десятку конкурсанток из Китая, Филиппин, Беларуси, Германии, Южной Африки, Ирана, Турции, Великобритании, Хорватии. Пожалуй, один этот музыкально-географический разброс (с заметным креном в неевропейские страны) представлял большой интерес. Конечно, «экзотическое» разнообразие стран происхождения композиторов по нынешним временам вовсе не означает дистиллированной изолированности их музыкального языка, тем более что многие участницы давно живут в эмиграции. И тем острее и ярче в этом контексте высвечивался элемент национального своеобразия той или иной музыкальной школы, заботливо пестуемый их представительницами.

Одним из самых ярких контрастов c западноевропейской традицией было сочинение композитора из Южной Африки Монтати Мазебе. Совершенно стандартный для европейской академической сцены набор инструментов Klangforum Wien благодаря специфической технике звукоизвлечения  превращался на слух в традиционный африканский ансамбль. Окончательно эту иллюзию укреплял голос самой Монтати Мазебе – горловое шаманское пение-вибрация, изумляющее почти сверхъестественной мощью и безразмерностью диапазона в исполнении хрупкой певицы. Еще одним примером активной культурной интеграции было сочинение композитора и этнографа Фелис Анне Реис Макахис, которая в своей утонченно-полифонической партитуре «перекладывает» элементы традиционного филиппинского вокала для инструментального состава духовых, ударных, аккордеона и струнных.

курсив
Монтати Мазебе

Не обошлось и без глобально-актуальных тем: миграции (мультимедийный опус китаянки Юн Ду о передвижении сирийских беженцев в Европу с сочетанием трех национальных вокальных традиций), войны (электронная композиция белоруски Марины Лукашевич, в которой через страшные звуковые волны пробивается мужской голос, поющий колыбельную на армянском), фемицида (в сочинении китайского композитора Шаши Чен в партитуру «вздохов» и «стонов» инструментального ансамбля изобретательно встраиваются ритмические фигуры необычных «ударных», предметов, фигурирующих в хронике насилия над женщинами, – ремень, хлыст, и т.д.). Различим ли гендерный уклон сочинений участниц венской Академии на слух – вопрос глубоко субъективный. Но возможность лишний раз услышать многонациональный голос активного композиторского поколения не может не радовать, потому что, как говорит патронесса Академии Нурия Шёнберг-Ноно, «доступ к информации сегодня фантастический, и у нас  уже не остается никаких отговорок, чтобы получать  ее выборочно».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»