Ах, Арлекино, Арлекино События

Ах, Арлекино, Арлекино

Еще весной оперные режиссеры собирались в онлайне, размышляя, с чем им придется столкнуться в новом сезоне, какой репертуар позволят ставить карантинные ограничения. Т­огда-то стали составляться списки «малонаселенных» опер, и пробудился интерес к некассовым названиям. Так что ­какой-то небольшой плюсик оказался во всей этой ситуации: бесконечный поток «Онегиных» и «Травиат» иссяк, а на афише стали появляться редкости. «Геликон» начал свой сезон с «Каменного гостя» Даргомыжского в постановке Дмитрия Бертмана, а продолжил «Арлекином» Бузони, за которого взялась команда во главе с режиссером Ильей Ильиным и дирижером Филиппом Селивановым.

Толстенький тенор «а-ля Лоэнгрин» выезжает на сцену на картонном лебеде, двое бравых парня бегают в шкуре осла, стареющая Коломбина заводит интрижку, а Арлекин флиртует, комикует, раздает тумаки… Варьете и вампучность пронизывают все действие этого необычного произведения, которое и ­оперой-то назвать непросто. Ведь главный герой тут вообще не поет. Поэтому на эту роль приглашен из Московского театра мюзикла Роман Аптекарь, имеющий не только опыт работы в мюзиклах, но и в телешоу, умеющий свободно говорить, танцевать, что тоже важно, ведь в рисунок его роли внедрены элементы брейк-­данса.

«Для меня это опера о человеческих пороках, – написал в буклете Илья Ильин. – Провокация – вот основной мотив поведения главного героя. Для достижения своих целей он готов использовать любые средства, лишь бы провокация удалась. Сегодня мы часто видим этих “арлекинов” на экране телевизора, в социальных сетях, ведь провокация стала любимым “жанром” общественной дискуссии. В такое время живем…»

Дело в том, что режиссер слегка «переписал» либретто, придумав иной конец. После того, как Арлекин вдоволь поиздевался над портным Маттео, унижая его и флиртуя у него под носом с его супругой Аннунциатой, он оказывается ведущим популярного ток-шоу. В его программу приходят все персонажи, чтобы почтить память Маттео, оказавшегося по воле постановщиков… знаменитым театральным модельером. Эта финальная сцена – наиболее ясная по сюжету, поскольку щедро разбросанные ранее Бузони музыкальные цитаты и аллюзии на различные оперы сегодня плохо «считываются», да и сатирические стрелы иногда не достигают цели. Либретто утяжелено побочными линиями, например, политической подоплекой: Бузони писал оперу во время Первой мировой вой­ны и включил мотивы, связанные с боями на итальянском фронте. В постановке произвол и хамство австрийских солдат, с которыми сотрудничает Арлекин, усугублено: он фактически изгоняет Маттео из собственного дома и обрекает его на бродяжничество. Лишь в самом конце портной появляется в телестудии в разгар оплакиваний и дележа его имущества, и тут прямо по Гоголю возникает «немая сцена»…

Играют и поют все участники с увлечением, а буффонада, предполагающая гротеск и утрирование, обращает все вокальные недочеты в преимущества. Молодой дирижер Филипп Селиванов уверенно управляет оркестром и певцами, и его дебют в «Геликоне» можно считать одной из явных удач премьеры. Сомнение кроется в выборе произведения, чей искусствоведческий пафос и интертекстуальная подоплека оказались малопонятными обычным любителям оперы. За мной сидели две дамочки, которые полвечера шушукались, пытаясь «въехать» в происходящее, а потом просто сбежали в буфет. Возможно, что дополнительные коррективы в сюжете и более подробная бегущая строка (с переводом всех иностранных фраз в монологах Арлекина) смогли бы помочь неискушенной части публики понять содержание спектакля.

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе