Ах, мой милый Августин События

Ах, мой милый Августин

Григорий Соколов сыграл ежегодный апрельский концерт в Петербургской филармонии, сопровождавшийся, как водится, ажиотажем публики

Год от года желающих попасть на выступления пианиста все больше. А с тех пор как появилась возможность покупать билеты онлайн, среди москвичей стало модно раз в году предпринимать культпоход «на Соколова». Вследствие чего цены на билеты задрались так, что иногда дешевле съездить в Хельсинки или Берлин. Тем более что, по заведенному обычаю, Соколов играет одни и те же сочинения на протяжении всего полугодового обширного тура по Европе.

В этом году программа вечера составилась из трех сонат Гайдна – соль минор, си минор и до-диез минор, сыгранных без перерыва, как некий мегацикл, в первом отделении. И четырех экспромтов Шуберта ор. 142 – во втором.

На первый взгляд, в этом сопоставлении – Гайдн – Шуберт – не просматривалось драматургической цельности, которая с очевидностью присутствовала в программе прошлого года, почти сплошь выдержанной в до миноре. Но единство в ней, как выяснилось, все-таки было; и не только потому что и Гайдн, и Шуберт принадлежат австро-немецкой культуре. А потому что все сочинения объединял меланхолический тон, которым было проникнуто исполнение. И какая-то особенная отрешенность: казалось, Соколов окончательно ушел в себя, и там, глубоко, в его душе происходит какая-то важная и тайная работа.

Пианист отобрал для своего выступления только минорные сонаты; при том, что мажорных у Гайдна намного больше. И сыграл их невесомым, ажурным и сухим звуком: так играют Скарлатти, а не Гайдна. И эта сознательная архаизация, стилистическая перверсия говорила о многом; неожиданная рифма возникла позже, когда настало время «бисов», – и Соколов почти с таким же звукоизвлечением сыграл пьесы Рамо.

В соль-минорной сонате Гайдна только две части: в нее не заложен привычный тональный контраст мажора-минора, и в этом смысле она абсолютно нетипична для трехчастной модели гайдновского сонатного цикла. Скорее уж напоминает «Неоконченную симфонию» Шуберта – и тут возникла вторая рифма, с шубертовскими экспромтами.

Соль минор с самого начала задал сумеречный настрой. Нервно, осторожно вступила тема главной партии: колкая, прерывистая и вместе с тем застенчиво нежная. В элегическом Allegretto второй части томительные интонации «вздоха», кружевные группетто и трели сплетались в изящный и затейливый рисунок. Суровая мерная поступь крайних частей си-минорной сонаты усугубила основное настроение. И даже среднюю часть 47-й сонаты, выдержанную в темпе и жанре пасторально-наивного менуэта, Соколов умудрился сыграть так, что в ровный свет си мажора, казалось, проникла печаль. То было воспоминание об утраченном рае; о радости, которая ушла и более не вернется.

Это поразительно: как просто и вместе с тем глубоко Соколов умеет размышлять о сущностных вещах. Он не ведет разговор с залом; лишь позволяет присутствовать при сокровенном диалоге с самим собой.

Сущностные метафизические размышления пианист продолжил на материале экспромтов Шуберта: все о том же, о бренности и хрупкости бытия. Первый, фа-минорный, органично продолжил гайдновский дискурс: пунктирный ритм, прозрачность фактуры, цепкое звукоизвлечение. В этом сходстве восстанавливалась связь времен и эпох. «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!» – почему-то всплыла в памяти грустная детская песенка. Эта строчка могла бы стать эпиграфом к концерту, завершившемуся, как обычно, каскадом бисов: особо отметим летучий и бесплотный ля-бемоль-минорный экспромт и грациозную «Венгерскую мелодию» Шуберта, две пьесы Рамо и Мазурку Шопена.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»