«Аквариум» <br>«Дань» <br>Фонд «МойМио» Релизы

«Аквариум»
«Дань»
Фонд «МойМио»

Исполнение музыкантами песен своих коллег – дело не новое, со времен The Beatles и The Rolling Stones, в начале своих славных карьер разбавлявших репертуар блюзовыми и рок-н-ролльными стандартами, – практика вполне привычная. Вышеупомянутые коллективы, давно уже сами создатели эталонных песен, а исполнение чужих, проще говоря «каверов» – отдельная часть музыкального процесса. Кстати, многие блестящие джазовые исполнители не спешат обнародовать свою авторскую музыку, дескать, очень уж классика жанра хороша, ее и поиграем. Рокеры посмелее.

Для Бориса Гребенщикова* исполнение чужих песен – дело привычное. На заре своей деятельности, на полулегальных концертах, он, иногда с «Аквариумом», иногда с примкнувшим к ним будущим создателем группы «Зоопарк» Майком Науменко, лихо поднимал публику песнями все тех же битлов, «Стоунз», Дэвида Боуи и многих других. Классики российского рок-н-ролла всегда знали назубок мировую классику рока.

Исполнять песни российских коллег (мы сейчас только о коллегах-­рок-музыкантах) БГ* начал давно. Услышать их можно по большей части на сборниках редких песен и концертных бутлегах, так что выход альбома «Дань», объединившего значительную часть этих прочтений, – событие приятное. Авторы всех песен – близкие приятели БГ, а то и те, для кого он Учитель, а альбомы «Аквариума» – важнейшая матчасть, несмотря на то что каждый из них давно состоялся как полновесный автор с огромной аудиторией.

«Генерал» и «Камчатка» Виктора Цоя – сразу два величественных поклона в адрес навеки младшего товарища Виктора Цоя, к чьему продюсированию на юношеском этапе БГ имел самое непосредственное отношение. Ранний Цой в очень красивом современном обрамлении.

«Подмога» группы «ХЗ»: участники боевых действий разных лет ставят эту песню в один ряд с самыми важными песнями о вой­не, а проникновенное исполнение БГ* и «Аквариума» даже нецензурных, но абсолютно уместных в данном контексте слов придает ей еще больше убедительности.

«Досуги-буги» – песня Петра Мамонова времен группы «Звуки Му». Монотонная, упругая акустическая песня превращена БГ* в психоделический номер с фри-джазовыми клавишами в манере Сергея Курехина, что придает и без того инфернальному номеру мастера «русских народных галлюцинаций» немного света. Этого не скажешь о «Цветах на огороде» того же автора – мрачной балладе-­зарисовке из теневой жизни Средней Азии.

«Я хочу быть с тобой» – один из самых известных номеров «Наутилуса Помпилиуса»: на смену нервным вокальным вспышкам Вячеслава Бутусова приходит доверительная интонация БГ*, и новый слушатель старается понять, кому посвящены строки Ильи Кормильцева.

Ну и вершина альбома – песня «Растафара (Натти Дреда)» Майка Науменко с магнитоальбома LV 1982 года: ироничная зарисовка в адрес всей тематики жанра с использованием в титуле песни названия альбома Боба Марли превращается в яркий ска-рэгги номер. Новая аранжировка немного меняет смысл, но без ущерба и вполне способна подарить песне новую жизнь.

После выхода альбома интернет-­пустозвоны подняли привычное ворчание: дескать, все эти песни уже ­когда-то звучали в исполнении БГ* и какой смысл в выпуске известных песен? Так вот, песни эти не выходили в окончательно аранжированном и законченном виде. Ну, и самое главное: альбом этот распространяется не через лейблы и легальные и нелегальные сетевые платформы, а строго через сайт фонда «МойМио», помогающего детям с миодистрофией Дюшенна.

«Дань» – семь песен, от которых пользы на выходе куда больше, чем от бесчисленного количества самых модных, «продвинутых» и «актуальных» хитов. Не все авторы треков, вошедших в альбом, услышат свои песни в исполнении БГ*, но абсолютно ясно одно: никто из не был бы против, узнай они, для чего все затевалось.

*Борис Гребенщиков внесен в реестр иноагентов