Весна оказалась счастливой порой для композитора Александра Чайковского. Его сочинения – премьеры и не только – одно за другим находят дорогу к слушателям. Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым привезли в Москву ораторию «К солнцу» – эта партитура не звучала почти сорок лет. В майские дни в Концертном зале Мариинского театра была представлена опера «Рубеж», посвященная военной тематике, а в июне Госоркестр Татарстана покажет в Московской филармонии Пятую симфонию и «Русский реквием». Евгения Кривицкая (ЕК) попросила Александра Чайковского (АЧ) прокомментировать концепцию авторского вечера и рассказать, какие новые возможности появились в сфере защиты авторских прав.
ЕК Александр Владимирович, ваше творчество дает, как в шахматах, неограниченное пространство вариантов построения авторских концертов. Что побудило вас представить именно эти сочинения?
АЧ Мне давно хотелось показать в Москве мою Пятую симфонию, созданную три года назад. Из-за пандемии она прозвучала только один раз, в Казани, в прошлом году. Посвящена симфония Александру Сладковскому – это был мой музыкальный подарок к его 50-летию, и он осуществил премьеру вместе со своим блестящим коллективом – Госоркестром Республики Татарстан. Так получается, что в регионах иногда проще организовать исполнение крупных сочинений, чем в Москве: последний раз в столице игралась Седьмая («Карантинная»), а Пятая, Шестая и Восьмая («Осударева дорога») пока не звучали. Поэтому я с огромным удовольствием ухватился за предложение Московской филармонии сделать мой творческий вечер и добавил в программу еще «Русский реквием», который также уже почти двадцать лет не исполнялся. Мне кажется, что тема сейчас должна быть востребована. Этот Реквием – не канонический, на стихи русских поэтов – в память многих войн: Русско-турецкой, Первой и Второй мировой. Я взял строки Блока, Бродского, Есенина, Тютчева, написанные в разные эпохи. «Русский реквием» был создан при поддержке губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва в 2005 году, к 60-летию юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Премьеру продирижировал Владимир Зива, а дальше, в Петербурге, тогда эстафету подхватил Александр Сладковский.
ЕК Только что состоялся показ новой оперы «Рубеж» – пока в концертном исполнении в «Мариинском-3». Так что в творческом плане вы счастливый композитор, исполнители вас любят. Но давно хотела задать вам вопрос: а можно ли сейчас прожить творчеством? Как сейчас обстоят дела с авторскими правами? Хорошо, когда есть педагогическая или какая-то еще работа, но предполагается, что композитор живет за счет сочинения музыки. Как охраняются ваши права? Вы сами занимаетесь юридическими вопросами, контрактами?
АЧ У меня всегда был договор с РАО, который, как и всех, меня перестал удовлетворять в 1990-е годы. Вся эта проблемная ситуация тянулась вплоть до 2016 года, когда, наконец, восторжествовала справедливость и прежнее недобросовестное руководство было смещено. Более того, я к этому моменту нашел адвоката и даже собирался подавать в суд на РАО, потому что музыка моя постоянно звучала, но авторские отчисления я получал все меньше и меньше. Мои убытки, по мнению юристов, тогда составляли как минимум два, а то и три миллиона рублей. После реорганизации ситуация начала меняться в положительную сторону, а затем я заключил договор с компанией «Театральный агент», и это оказалось очень удобно. У нас хорошие отношения, я всегда могу обратиться за юридическим советом, или сотрудник сам мне подсказывает, как лучше в том или ином случае поступить. По крайней мере, это уже цивилизованная система. Если бы в будущем «Театральный агент» взял на себя издание или прокат нот своих авторов, то для композиторов это уже был бы мирового уровня менеджмент, которого нам так не хватает. Знаю, что уже несколько моих коллег начали работать через эту структуру, и все отзываются очень хорошо.
ЕК Театры стремятся делать договоры, чтобы композитор не получал отчисления со спектаклей. Предлагается единовременная выплата гонорара и все. Ваша позиция в этом вопросе?
АЧ По-разному. Например, в Саратовском ТЮЗе поставили мой мюзикл «Оливер Твист». Понимая, что в ТЮЗе невысокие цены на билеты, что они делали какие-то ретуши под свой оркестр, певцов, я не брал никаких денег аккордно. Мне идет процент со спектакля. В другом случае я делал «Хроники Александра Невского» для фестиваля Юрия Башмета в Ярославле. Это вещь особенная, не репертуарная, будет сыграна два-три раза, поэтому условия были такие: я получал единый гонорар, а авторские с исполнений уже не брал в расчет. Таких проектов сейчас большинство. Вот опера «Рубеж» пока еще нигде не поставлена. Стационарные театры редко когда хотят брать в репертуар современные оперы.
ЕК Но зато участие в фестивале Башмета – имиджево и резонансно, пусть ваше сочинение прозвучит даже и один раз.
АЧ В этом нет сомнений, я очень ценю дружбу с Юрием Башметом и с директором фестиваля Дмитрием Гринченко.
ЕК «Театральный агент» ведет теперь не только ваши оперные контракты?..
АЧ Да, я все больше доверяю «Театральному агенту» свои проекты, например, попросил их представлять мои интересы в переговорах с Карельской филармонией. Мне важно, что экономится мое время, что я не должен заниматься бумажными делами, в которых я мало понимаю, важно знать, что я не попаду в какую-то неловкую финансовую ситуацию. С «Театральным агентом» чувствую себя уверенно и спокойно: знаю, что происходит, и сам могу инициировать те шаги, которые считаю нужными.