Александр Чайковский: «Тамбовская казначейша» – это путешествие в эпоху Лермонтова Персона

Александр Чайковский: «Тамбовская казначейша» – это путешествие в эпоху Лермонтова

6 сентября в Тамбове открывается четвертый фестиваль Prima domra. Уникальность его в том, что главной героиней всех программ стала домра – инструмент, который не только у широкой публики, но и у профессионалов ассоциируется с фольклором. Однако в лице Екатерины Мочаловой, уникального музыканта, большого виртуоза, домра получила защитника и пропагандиста. В афише фестиваля традиционно много сочинений, часто премьер, написанных известными академическими композиторами, а в этом году она обогатилась особой новинкой. Александр Чайковский (АЧ), председатель Совета Союза композиторов России, по заказу фестиваля написал музыкально-драматические иллюстрации по поэме «Тамбовская казначейша» Лермонтова. О том, в чем «соль» замысла, что интересное ожидает зрителей, композитор рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).

ЕК Александр Владимирович, ваш выбор, что называется, бьет «в лузу». «Тамбовская казначейша» – это же потрясающе для Тамбова, где одна из главных туристических достопримечательностей – это скульптура этой самой казначейши, дамы, привлекательной во всех отношениях.

АЧ Поразительно, но выяснилось, что в Тамбове эта поэма вроде никогда и не ставилась. А мне она давно нравилась, и я думал, что при случае ее можно было бы положить на музыку. И я предложил сделать композицию для чтеца, хора, фортепиано и домры, так, чтобы были задействованы главные участники фестиваля: хор Российской академии Гнесиных и две Катерины – домристка, художественный руководитель фестиваля Екатерина Мочалова и наша известная пианистка Екатерина Мечетина.

ЕК Вы дали подзаголовок «музыкально-драматические иллюстрации». Прямо как у Свиридова к «Метели» Пушкина.

АЧ Свиридов ведь писал музыку к кинофильму, а потом сделал из нее сюиту, назвав пьесы «иллюстрациями». А я задумывал «Тамбовскую казначейшу» как единое произведение со своей драматургией. А слово «иллюстрации» для меня имеет также прямой смысл: я хотел, чтобы в оформлении присутствовали картины,  гравюры, запечатлевшие старый Тамбов.  А потом решили соединить фотографии  с изображением старинных зданий Тамбова с их современным видом. Кстати, Свиридов не предполагал исполнение «Метели» с чтецом, а у меня  так задумано с самого начала. Ведь в первую очередь я хотел донести до зрителей великолепные стихи Лермонтова – очень остроумные, ироничные. На сцене развернется настоящая комедия: вместе с драматическим актером и хор, и обе солистки будут не только исполнять ноты, но станут актерски участвовать в постановке.

ЕК А вы сделали ремарки на этот счет в партитуре?

АЧ Нет. Но я представлял, что все музыканты должны общаться между собой. Это не филармонический формат, когда чтец выходит во фраке, а хор стоит на станках.

ЕК Поэма достаточно длинная. Вы делали купюры?

АЧ Текст поэмы использован целиком. Мы с режиссером Ольгой Ивановой, которая подключилась к постановке, сразу решили, что никаких купюр делать нельзя. Я даже вставил еще два лермонтовских стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой» и «Совет» («Если, друг, тебе сгрустнется»). По протяженности сочинение примерно идет 1 час 15 минут – вполне нормально для восприятия.

Александр Чайковский: Современная музыка – огромный котел, в котором все перемешано

ЕК А музыкальные цитаты есть?

АЧ Я взял две  народные песни Тамбовской области. Мне кажется, получилась легкая по музыке, очень веселая вещь. Я сознательно сделал уклон в ретро – тут есть романсы, вальсы, марши. Там ведь по сюжету бал, гусары, уланы. И я намеренно сделал стилистические аллюзии на эпоху Лермонтова.

ЕК А можно ли говорить о воскрешении жанра водевиля, популярного в ту эпоху.

АЧ Отчасти да. Только не для оркестра, а для хорового звучания. Правда, в финале прибавятся ударные и бас-гитара, потому что последний номер – по сути, рок-песня в духе Элтона Джона или близко к этому.

ЕК Вы пригласили в команду актера театра и кино Григория Сиятвинду. У вас уже были творческие пересечения?

АЧ С Григорием Сиятвиндой  я уже раньше сотрудничал, он замечательно читал в моем сочинение по рассказу Алексея Николаевича Толстого «О капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме». В Московской филармонии есть абонемент «Сказки с оркестром», вот в рамках него и была исполнена эта сатирическая история.  Как чтец Григорий Сиятвинда оказался просто изумительным, и я пригласил его поучаствовать в «Тамбовской казначейше». Надеюсь, что публика будет довольна, что все будут смеяться, а главное, люди вспомнят, какой Лермонтов был грандиозный поэт.

ЕК Знаю, что у вас очень насыщенный график, что впереди?

АЧ Через полтора месяца планируется новая премьера, уже с актером Андреем Мерзликиным, но в сопровождении того же состава – хора и двух Катерин – Мечетиной и Мочаловой. Это будет в Вологде и в Кириллове. Андрей будет читать тексты Василия Белова о Вологодской земле, о природе, о крестьянах, о сельской жизни на Вологодчине в разные времена года. Он сам отобрал их и предложил мне написать тоже своего рода иллюстрации. Я сделал восемь хоровых поэм, взяв тексты известных русских поэтов – Лермонтова, Тютчева, Есенина, Пастернака… Там нет никакой театрализации – это музыкально-литературная композиция. И я еще хочу, чтобы две-три вологодские народные песни спела народная певица, чтобы создать атмосферу. Не знаю, может быть, это будет сольное звучание или во время чтения прозы, посмотрим. Кстати, оба сочинения – «Тамбовскую казначейшу» и хоровые поэмы – я писал параллельно: у меня было всего две недели, и я занимался ими одновременно, но в первом случае вышла комедия, а во втором – наоборот, довольно драматическая музыка. Это как в жизни:  смешное и серьезное, комедия и драма тесно переплетены.