Восьмого июня в Большом зале Московской консерватории состоится авторский концерт Александра Клевицкого. О том, что услышат его поклонники, композитор, дирижер, руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю. Силантьева, генеральный директор Российского музыкального союза Александр Клевицкий (АК) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
АК Некоторое время назад я перешел из легкого жанра в серьезный. Хотя для меня все жанры находятся в едином поле. Вы, музыковеды, их разделили, а нам, музыкантам, если хочется высказаться в форме сонаты или написать песню, то мы свободны в своем выборе.
Концерт родился благодаря поддержке дирижера, художественного руководителя Камерного хора Московской консерватории Александра Соловьёва. Я ведь по изначальному образованию хоровик, хоровое пение – это все родное. И с Александром мы единомышленники в музыке. Поэтому в программе будет много сочинений для хора или с его участием. Например, «Сбереги» и «Были бури-непогоды» для хора a cappella, уже прочно вошедшие в репертуар Камерного хора Московской консерватории. Мне кажется, темы, затронутые в них, созвучны нынешнему дню. Еще в программе сочинение «Лети» по повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» для хора, оркестра, органа и сопрано. А также поэма «Просыпается страна» на стихи Елены Ямпольской – патриотическое сочинение, также нужное сегодня. Здесь я попытался передать национальные мотивы, надеюсь, публике это понравится.
ЕК Будут ли новинки?
АК Обязательно. Зимой, пока мы все сидели по домам в пандемию, я любовался на даче снежными пейзажами, и в какой-то момент мне захотелось это запечатлеть в звуках. Так родился концерт «Зимняя сказка», где будет солировать замечательный валторнист Аркадий Шилклопер. Концерт начинается с колыбельной, потом история развивается, появляются образы «темных сил», завязывается конфликт, но в итоге добрые силы побеждают. И все завершается опять колыбельной. По технике есть много виртуозных моментов, и даже такому виртуозу, как Шилклопер, есть что поучить. Сочиняя музыку, думал именно о нем.
ЕК А почему именно тембр валторны вызвал ассоциации с зимней темой?
АК Хотя у меня нет «любимчиков» в оркестре, но валторна с ее загадочным матовым звуком наиболее точно, как мне представилось, дает образ зимнего пейзажа, присыпанной снегом природы, снежинок.
ЕК В афише заявлена еще одна мировая премьера – Фортепианный концерт.
АК Его сыграет Екатерина Мечетина: она еще не знает об этом, но я хотел бы посвятить ей произведение. Могу сказать, что также, сочиняя, думал конкретно о Екатерине, о ее игре – мне очень импонирует ее манера исполнения. Когда я принес ей ноты, то был потрясен, как она виртуозно читает с листа – открыла ноты и сразу же все сыграла. Работа наша с ней протекала молниеносно, Екатерина «с лету» реагировала на мои пожелания, предлагала какие-то свои варианты, которые абсолютно не перечили моим идеям. Удача, что у меня есть такие замечательные исполнители.
ЕК Кто составит «свиту» солистам?
АК Уже пятнадцать лет, как я руковожу Академическим Большим концертным оркестром имени Ю. Силантьева. Несмотря на то, что он был заточен на эстраду и джаз, мы позволяем себе роскошь иногда играть и симфоническую музыку. И в Большом зале консерватории весь вечер на сцене будет именно этот оркестр, входящий в состав Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Нам повезло, что наш руководитель Ирина Герасимова, пригласившая меня в свое время возглавить коллектив, благосклонно относится к вылазкам на академическое поле и поддерживает наши творческие инициативы.
ЕК Как вы сочиняете музыку? Как Петр Ильич Чайковский, каждое утро садитесь за стол и «приманиваете» музу?
АК Нет, музыка рождается от сердца, а уже потом вступают в силу опыт, навыки. Концерт для фортепиано сочинил за 10 дней, Валторновый концерт – за две недели. Когда я что-то придумываю, рождается идея, то сутками работаю, сижу за компьютером, чтобы быстрее завершить. Это в чем-то сходно с рождением ребенка – мучительное, но вместе с тем радостное чувство освобождения. Потом я всегда даю отлежаться партитуре и затем еще раз возвращаюсь, оцениваю «свежим взглядом» и обязательно редактирую, вношу коррективы. И этот процесс занимает гораздо больше времени, чем собственно сочинение.
ЕК Может ли повлиять на вас мнение исполнителя, его предложения?
АК Только в лучшую сторону. Например, когда я предложил Концерт для валторны Аркадию Шилклоперу, то переслал ему для ознакомления ноты и демозапись по электронной почте, благо современные средства связи все это упрощают. Он послушал, ему понравилось. Но я сразу ему сказал, что буду рад, если он посоветует что-то из специфических технических приемов – все же я не валторнист и какие-то моменты могу просто не знать. Аркадий, к моему удивлению – и мне это было очень лестно, – ничего не стал менять в тексте. Только попросил разрешения сочинить свою каденцию, но при этом использовал тематизм Концерта и сделал все по классическим канонам. Он, конечно, мастер – я даже не подозревал, что на валторне можно выделывать такие штуки.
Кстати, Концерт для валторны имеет несколько вариантов составов, и один – который, надеюсь, прозвучит как раз в Большом зале консерватории – с симфоническим оркестром и хором, трактованный как еще одна группа оркестра, как фоническая краска без слов. А есть вариант (я думаю о его презентации на «Московской осени»), к примеру, где валторна солирует только с хором и маленьким ансамблем: флейта, кларнет, контрабас, арфа, ударные… Я уже прикинул, как это звучит с помощью компьютера – получается небанально, такого состава, мне кажется, вообще не было.
Будет симфония «XXI век. Борьба продолжается», где я хотел обрисовать судьбу простого маленького человека, на которого обрушиваются все современные стихии. Он ведет борьбу за свое выживание – с погодными катаклизмами, с угрожающими войнами… Этому всему, собственно, посвящена вся первая часть. Вторая – «Память» – мемориал, воспоминания о прошлом, но дальше я не придерживаюсь классического канона медленной части: отголоски борьбы проникают и сюда, слышится ироничное звучание, развивается тема из первой части. Финал – «Ветер перемен», где я не ставлю окончательной точки, не делаю оптимистического конца: герой остается один, в размышлениях. Для меня важно было через всю симфонию провести образ колокольного звона: в начале это звуки вибрафона, которые и завершают симфонию перекличкой с колоколами. Это голос судьбы, как у Хемингуэя, когда колокол звонит по каждому из нас.
ЕК У вас есть потребность в такой детальной конкретизации программы сочинения?
АК Думаю, всегда интересно, если композитор, создавая произведение, может пояснить, о чем он думал в тот момент. Мне вообще ближе образная музыка.
ЕК Вот вы упомянули, что занимались звукозаписью, дома в кабинете у вас небольшая электронная студия для сочинения музыки. То есть цифровые технологии для вас – это родное?
АК Безусловно, я бы сказал, что был одним из первых, кто стал активно осваивать возможности электроники в сочинении. Когда-то, будучи 14-летним пареньком, учеником Московской хоровой капеллы мальчиков, располагавшейся в Староконюшенном переулке на Арбате, я пришел в Музей Скрябина посмотреть на АНС – первый синтезатор. И познакомился с двумя великолепными людьми – Евгением Мурзиным и Эдуардом Артемьевым, которые мне показали, как работает это устройство. Там был оптический принцип фиксации звука, рисовались звуковые волны на стекле, и эта огромная машина издавала неимоверные для моего уха звуки. Это все было в новинку, тогда только все начиналось, появлялись первые электроинструменты. Когда я слышал звук электрогитары, все мое существо благоговело. Я экономил деньги на бутерброды, и в восьмом классе купил свою первую электрогитару, усилитель ленинградской фирмы «Кинап» и репродуктор. Выставил все это на балкон и на этой гитаре «зажигал». В 1982 году появились первые компьютеры – Commodore, Sinclair, в них были первые примитивнейшие музыкальные программы, которые нам представлялись каким-то чудом. Наконец, был изобретен компьютер Atari, его помнят многие музыканты, и программа Cubase – на ней до сих пор работают, она уже сильно модифицирована – и вот тогда все началось. Я создал в начале 1980-х годов свою первую студию – у меня был пульт «Тесла», катушечные магнитофоны, «списанные» в утиль на Радио. И я дома мог создавать фонограммы, потому что «прорваться» на профессиональные студии было нереально: тогда писали всего три государственных студии – Радио на Малой Никитской, фирма «Мелодия» на улице Станкевича и «Останкино».
ЕК Тогда понятно, почему вы представляли премию «Чистый звук» на IPQuorum в «Сколково».
АК Это ежегодная конференция, очень полезная, там проходит много нужных ликбезов, представлены интересные направления. Я действительно участвовал в панельной дискуссии, посвященной премии «Чистый звук», связанной, с одной стороны, с артистами, а с другой стороны – со звукозаписью. Для музыкантов мало выбрать правильную площадку, программу, хорошо ее исполнить. Не менее существенно, кто и как тебя запишет. Потому что в итоге запись становится для слушателя конечным продуктом. На нашей встрече обсуждались юридические моменты, в том числе является ли звукорежиссер правообладателем. Разгорелась дискуссия, интересный разговор, который выявил по этому вопросу определенные пробелы в законодательстве, из-за чего представители этого цеха сильно страдают. И мы договорились, что будем готовить свои предложения по поправкам и выносить в Госдуму.
ЕК На страницах журнала мы обсуждали профессиональный статус сегодняшних композиторов. И высказывались мнения, что писать традиционные симфонии и оратории уже не актуально, что профессия требует решения прикладных задач.
АК Могу сказать, что музыкальная эстетика постоянно находится в движении, меняются и формы и жанры в том числе. Какая разница, как это называется – соната, кантата, симфония. Главное – качество материала, интересен ли твой язык слушателю. Сейчас во всем мире господствует рэп – я еще раз повторю, что я не делю музыку на симфонии и рэп, это единый мир звуков для меня. Я не буду брюзжать и говорить: «Это плохо». Более того, при стечении обстоятельств мог бы попробовать и сам что-то сочинить в этой стилистике. Если Гершвин написал «Рапсодию в стиле блюз», то можно написать «Симфонию в стиле рэп». Для меня не бывает плохих жанров: важно убедить слушателей, чтобы тебе поверили.
Если мы начертим круг, то 96 процентов в нем займет популярная музыка. Оставшиеся четыре процента поделят между собой джаз и академическая музыка, причем джаз выиграет. Но если мы будем относиться к академическим жанрам с точки зрения продюсирования точно так же, как менеджеры относятся к эстраде, то, может быть, мы сдвинемся с мертвой точки. Надо призвать современных композиторов не отворачиваться от популярной музыки, брать какие-то интересные приемы. Я вот нашел, что в рэпе кроме сомнительного качества слов и потока сознания есть интересный мелодический бэкграунд, хорошие аранжировки – вот на это стоит обратить внимание. Не надо вместе с водой выплескивать и ребенка.