Александр Колотурский: <br>Мы должны нести в общество заряд оптимизма Персона

Александр Колотурский:
Мы должны нести в общество заряд оптимизма

Россия перешла в цифровой формат. Повсеместно закрылись развлекательно-досуговые учреждения, и пока представители шоу-бизнеса находятся в столбняке, классические музыканты проявили завидную мобильность, запустив онлайн-концерты в реальном времени. Журнал «Музыкальная жизнь» уже посвятил ряд публикаций проектам Московской филармонии и Московской консерватории. О том, как продолжается культурная жизнь в регионах Евгении Кривицкой (ЕК) рассказал Александр Колотурский (АК), директор одной из ведущих российских концертных организаций – Свердловской государственной академической филармонии.

ЕК Александр Николаевич, как вы живете в новой реальности?

АК В трудах, стремимся быть полезными нашим слушателям, даже скажу более пафосно – нашим гражданам. Если раньше мы работали, в основном, на зал в Екатеринбурге и Свердловскую область, то в эти дни мы выходим на всю Россию и далеко за рубеж. 20 марта мы открыли новый проект прямых трансляций концертов без публики «С Филармонией – дома!». Несколько дней назад состоялась трансляция выступления Уральского академического филармонического оркестра с Дмитрием Лиссом за пультом. Мы выполнили распоряжение властей об ограничении количества участников массовых культурных мероприятий, и на сцене у нас играли под управлением  дирижера ровно 50 музыкантов. Коллектив сейчас разделен на две  части – пока одни делают программу, другие оркестранты проводят групповые репетиции.

ЕК Где вас можно посмотреть? Есть ли цифры статистики?

АК Мы транслируем наши онлайн-концерты на сайте Свердловской филармонии (разделы «Виртуальный концертный зал» и «Афиша») и в социальной сети ВКонтакте. На сайте нас слушает в среднем 800 человек, а ВКонтакте одновременно смотрит по 700– 750 человек, но статистическое количество просмотров достигает до 95 тысяч. Причем просмотры, то есть кратковременные заходы на ресурс, делятся на две части – во время прямой трансляции и в архиве. К утру, таким образом, количество зрителей  увеличивается до 200 процентов. А за первые четыре дня работы «в прямом эфире» у нас состоялось более 260 тысяч просмотров  в соцсети и где-то полторы тысячи – на сайте. Но что удивительно – программа с камерной музыкой, где выступали наши екатеринбургские артисты – пианист Владислав Чепинога, скрипач Дмитрий Пейсель, баритон Алексей Петров, собрала почти 60 тысяч просмотров. И на сайте – около 700 человек, что равно аншлагу, если бы это был концерт с  публикой.

ЕК А какова география?

АК Если вернуться к концерту Уральского филармонического концерта и  взять сто процентов всех просмотров ВКонтакте, то из них – 24 процента – это Москва, 23 процента – это Санкт-Петербург, 19 процентов – Екатеринбург, остальное – это регионы, Новосибирск, Нижний Новгород, всего 20! И такой всероссийский охват сохраняется при каждой трансляции. А еще нас смотрят за пределами России: на Украине, в Белоруссии, Израиле, Америке, Китае, Франции, Германии.

ЕК Чем вы объясните такой масштабный интерес к вашим трансляциям?

АК У нас виртуальный концертный зал работает с 2009 года. Люди и раньше выходили на наши трансляции, у нас не было ситуации «с чистого листа». Мы постоянно даем в интернете выступления наших коллективов – и в реальном времени, и в записях, так что люди знают наш ресурс. Кроме того, вероятно действительно стало больше свободного времени, и любители музыки могут себе позволить сесть и посмотреть. Надеюсь, что известность нашего Уральского филармонического оркестра, его главного дирижера, Уральского молодежного симфонического оркестра, Симфонического хора Филармонии, качество их исполнения, и вообще уровень артистов нашей филармонии тоже говорит за себя, и люди с удовольствием слушают.

ЕК Есть ли обратная связь с теми, кто вас слушает?

АК Да, во время и после трансляций мы получаем комментарии – реагирует каждый раз где-то до 500 человек. Позволю процитировать несколько отзывов: «Спасибо огромное за концерт, прослушала на одном дыхании. Конечно, играть при пустом зале – это испытание, но органист Тарас Багинец справился блестяще. Будем ждать следующих концертов»; «Милые артисты, очаровательная ведущая, хочется поддержать вас в этом необыкновенном проекте». Радио «Орфей» нам прислало: «До мурашек. Спасибо Дмитрию Ильичу Лиссу, оркестру и всей Свердловской филармонии». Или вот –  «как здорово слушать музыку, когда никто не кашляет, ни чихает, не опаздывает в зал, ни у кого не включается мобильный телефон. Так много оказалось плюсов».

ЕК Вы упомянули о радиостанции «Орфей». Она – ваш партнер в этих трансляциях?

АК С первого дня. На сайте «Орфея» есть специальное окошечко, где их слушатели также могут смотреть нас. А также нас транслирует и портал Культура.рф.

ЕК А как реагируют не виртуальные слушатели, те, кто купил реальные билеты на концерты, которые должны были состояться  в марте-середине апреля, но были перенесены?

АК Действительно, когда нас остановили 18 марта, мы перенесли все концерты, оповестили наших абонементодержателей и покупателей билетов, которые проявили солидарность и вернули за 9 прошедших дней всего 550 билетов. Приятно, что публика нам доверяет, и скажу, что  особых финансовых ударов пока нет. За очень короткое время создан проект «С Филармонией – дома!», так что деятельность концертного зала у нас не останавливается ни на один день. Каждый вечер у нас идут или онлайн, или оффлайн концерты – симфонические, камерные, хоровые, органные… Выступают и любительские коллективы, например, духовой оркестр, хор любителей пения, представляющие созданный при нашей филармонии в 2017 году Центр любительского музицирования.

Второе направление проекта, тоже важное, мы назвали «Каникулы с Филармонией». Ведь у всех детей наступили «длинные» каникулы. И мы в период с 26 марта до 12 апреля показываем по расписанию 8 циклов «Филармонических уроков», охватывающих школьников со второго по девятый классы. Разработано 64 таких уроков, разной направленности, учитывая возраст аудитории. Это 8 экспресс-курсов по 8 видеопрограмм. Для второго класса – «Музыкальная телепортация», для третьего класса – «Музыкальный квест», четвероклассникам – «Агентство музыкальных тайн», пятиклассникам – «Погружение в оркестр», шестиклассникам – «Познаем мир с музыкой» и так далее.

Сейчас мы обращаемся ко всем взрослым – бабушкам, дедушкам, родителям, что в эти каникулярные дни можно с 12 до 15  часов посмотреть эти познавательные музыкально-образовательные программы, созданные службой медиавещания Свердловской филармонии. Проект апробирован, так как «пилотно» мы его запустили еще в 2014 году, а сегодня наши «Филармонические видеоуроки» широко  используются в школах Свердловской области.

ЕК Эти уроки можно увидеть только в реальном времени, в архиве на сайте вы их не оставляете?

АК В первую очередь, проект как раз рассчитан на то, чтобы занять детей в дневное время. Но сейчас думаем над размещением уроков в архиве, и первый день трансляций показал большой интерес аудитории к этой теме.

Мы также выставили архив видеозаписей, и там можно выбрать много разных концертов, снятых в последние годы. Подготовили и серию просветительских лекций: «Архитектура музыки», «Бах и сыновья», «Как слушать классическую музыку. Навстречу Году Бетховена», которые  в эти дни также запускаем в эфир. То есть наше предложение немного шире, чем просто трансляции.

ЕК Что будет после 12 апреля?

АК Надеюсь, что возобновятся концерты. Но если продлят карантинные меры, то могут быть разные варианты сценария. Если продлят на десять дней – одна ситуация, на два месяца – иная. Но наша стратегическая линия – отдать слушателям все концерты, которые объявили. Сезон может быть продлен за счет летних месяцев. Это – наша позиция.

ЕК Не секрет, что довольно низкий процент людей интересуется классической музыкой. Есть ли шанс, что вынужденное лишение привычных развлечений повернет какую-то часть потенциальной аудитории в сторону филармонии, к классике благодаря этим трансляциям?

АК Сложный вопрос. Наверняка какая-то небольшая часть людей нас услышат в интернете, заинтересуется и придет потом к нам в концертный зал. Мы надеемся, что убедим новичков продолжать с нами «сотрудничество». Показатель – каждый день и именно по окончании трансляции у нас увеличивается количество подписчиков в нашей группе ВКонтакте, иногда появляется до 200 новых пользователей. Значит, этих людей что-то заинтересовало, и наша задача увлечь их, мотивировать. Но как показывает мировой опыт, только около 5 процентов населения ходит на концерты. Думаю, что конечно мы должны использовать этот момент для расширения аудитории, и просветительской индивидуальной работы, которая более эффективна. У нас есть опыт в этой сфере: Лига друзей филармонии, клубы слушателей – «золотой» и «серебряный». Мы привыкли работать персонально с каждым слушателем, вовлекая их в жизнь филармонии. Мы чувствуем себя одной семьей с ними. Поэтому когда случился форс-мажор, могли все побежать, сдать билеты – но нет, люди ждут окончания этой ситуации, чтобы продолжить культурную жизнь в привычном формате. Считаю, что это очень важно.

ЕК Как протекает внутренняя жизнь Свердловской филармонии?

АК У части сотрудников работы стало меньше. Поэтому подошли дифференцированно. Наши творческие силы – «взрослый» филармонический и молодежный симфонический оркестры и хор – работают в прежнем режиме. Мы сделали специальное расписание, они готовятся к трансляциям, концертам. Соблюдаем меры предосторожности, гигиены.

Что касается административного аппарата, то кому возможно – даём отпуска, особенно тем, кто их не использовал в прошлом году – на десять дней, на неделю. По желанию, у нас все происходит добровольно. Также у нас есть сотрудники на удаленном доступе. Но ни один человек не переведен на сокращенную зарплату, на «вынужденный простой». У нас полным ходом идёт планирование, надеемся, что у нас не сорвётся фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге»,  запланированный на 10-12 июля. Потом впереди новый сезон, там более 350 концертов в наших концертных залах, не считая музыкально-образовательных.

ЕК На «Безумные дни», продюсером которых является французский импресарио Рене Мартен, приезжает много иностранных исполнителей. Как будет в этот раз?

АК Должно быть порядка 35-40 фестивальных концертов (из 105-110) с участием артистов из зарубежных стран. Мы понимаем, что зависим от развития обстоятельств. Россия закрылась для иностранцев до 1 мая, а в Европе есть страны, где сообщение прервано до 1 июня. Мы будем ждать, но у нас  – огромное желание не отменять этот фестиваль. Не исключаю, что фестиваль может быть проведен полностью на российских творческих силах.

ЕК Это не так плохо. И я рада Вашему оптимистичному настрою.

АК Да, это наше кредо. Мы должны нести в общество заряд оптимизма!

Филипп Селиванов: <br>В Геликоне возможно все! Персона

Филипп Селиванов:
В Геликоне возможно все!

Марко Никодиевич: <br>Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем Персона

Марко Никодиевич:
Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем

В своем творчестве композитор Марко Никодиевич с легкостью соединяет акустические инструменты и электронику, симфонический оркестр и эстетику техно.

Олег Пайбердин: <br>За качество отвечаю Персона

Олег Пайбердин:
За качество отвечаю

Один из лучших российских коллективов, исполняющих современную музыку, ансамбль «Галерея актуальной музыки» празднует десятилетие.

Владимир Юровский: <br>Мы руководствовались принципом «спасать» композиторские имена Персона

Владимир Юровский:
Мы руководствовались принципом «спасать» композиторские имена

Сегодня в Московской филармонии открывается фестиваль актуальной музыки «Другое пространство».