Александр Колотурский: <br>Нужно создавать молодежные оркестры Персона

Александр Колотурский:
Нужно создавать молодежные оркестры

Российский симфонический форум – не только парад оркестров, но и деловой клуб. Обсудить оркестровые проблемы, обменяться опытом и идеями в Свердловскую филармонию съезжаются руководители концертных организаций страны, чиновники, экономисты, менеджеры, педагоги… Ведь именно здесь, в Екатеринбурге, систематически проводят изыскательскую работу, касающуюся жизни оркестров. Много ли их или мало? Каковы зарплаты? Что с подготовкой музыкантов? Есть ли вакансии?

Об этом и не только Ольга Русанова (ОР) поговорила с директором Свердловской филармонии Александром Колотурским (АК).

ОР Столько, сколько вы знаете об оркестрах в России, не знает, наверное, никто. Достаточно ли у нас оркестров в стране? Какова ситуация сейчас?

АК Ситуация улучшается: отношение к оркестрам начинает поворачиваться в лучшую сторону. Но! У нас только две трети регионов имеют симфонические оркестры, в 30 субъектах РФ их нет. Правда, в четырнадцати есть камерные оркестры, которые в перспективе могут превратиться в симфонические. Но вообще, настоящий симфонический оркестр должен быть в каждом субъекте Федерации. Это базовый коллектив филармонии, который призван выполнять возложенную на нее миссию продвижения в общество симфонической музыки.

Сейчас в России 73 оркестра, не считая Москвы и Санкт-Петербурга (всего 86). За последние три года появилось три новых оркестра (Тула, Челябинск, Ленинградская область). Вообще, большинство оркестров созданы в новой России: в советское время было всего 28 коллективов.

ОР А где концертных симфонических оркестров нет совсем?

АК В Смоленске, Астрахани, Улан-Удэ, Мурманске, Оренбурге, Архангельске и еще десятке крупных городов. Из миллионников – в Перми. На Дальнем Востоке и на Кавказе оркестров мало.

ОР Начиная с самого первого Симфофорума мы говорим о низких зарплатах музыкантов. Здесь что-то поменялось?

АК Поменялось. Но разрыв очень большой. Мы провели мониторинг за 2019 год – дальше, как известно, началась пандемия. Нам предоставили информацию 46 региональных оркестров, и выяснилось, что зарплата колеблется в пределах 17 (Тамбов) – 117 (Екатеринбург) тысяч рублей. К сожалению, в 65 процентах случаев средняя зарплата оркестрантов ниже средней по региону.

ОР В центре деловой программы форума был вопрос подготовки оркестровых музыкантов.

АК Мы опросили 15 дирижеров, и все как один указывают на большой недостаток подготовки оркестровых музыкантов в России: незнание репертуара, неумение реагировать на жест дирижера и многое другое. Так уж сложилось, что все наши вузы готовят солистов. Что должна делать в этой ситуации концертная организация? На мой взгляд, создавать молодежные оркестры – пока в России их всего два (столичные не в счет): у нас в филармонии и в Калуге. Нужно развивать систему: десятилетка (колледж) – консерватория – филармония (Молодежный оркестр).

ОР А есть ли сегодня дефицит музыкантов?

АК В оркестрах сейчас 8,5 процента вакансий, но это «средняя температура по больнице»: в 22 процентах оркестров штат укомплектован полностью, а в некоторыхколлективах потребность в музыкантах составляет чуть ли не треть штатной численности.

ОР А какая профессия самая востребованная?

АК Количественно больше всего не хватает скрипачей. А вот самые дефицитные инструменты – это арфа, контрабас, гобой, фагот и валторна.

ОР А что сейчас с публикой в регионах?

АК Увы, всюду отток публики. Например, нам разрешена 75-процентная рассадка, но мы не достигли этой цифры. Между тем в 2019 году у нас заполняемость была 96 процентов! Да, сейчас трудное время для филармонии. Но мы живем дальше и развиваем все наши проекты: «Виртуальный концертный зал», гастрольную и фестивальную деятельность.

Анна Поспелова: <br>Поиск новизны – это не про меня Персона

Анна Поспелова:
Поиск новизны – это не про меня

«Музыкальная жизнь» продолжает публикацию цикла интервью из книги Сергея Уварова «Голос миллениалов», готовящейся к изданию Союзом композиторов России

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински: <br>Важно сохранять репертуарный баланс Персона

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински:
Важно сохранять репертуарный баланс

Kupinski Guitar Duo: Эва Яблчиньска и Дариуш Купински, один из лучших классических гитарных дуэтов Европы, завершил программу мероприятий VII Международного фестиваля-конкурса гитаристов имени А.

Ильдар Абдразаков: <br>Дон Жуан выступает за свободу действий Персона

Ильдар Абдразаков:
Дон Жуан выступает за свободу действий

Имя Ильдара Абдразакова в составе той или иной постановки неизменно привлекает публику, в какой бы стране ни выступал самый успешный на сегодняшний день российский бас.

Виктор Авиат: <br>Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец» Персона

Виктор Авиат:
Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец»

Французский музыкант Виктор Авиат проделал уже переставший быть неординарным профессиональный путь от инструменталиста до дирижера.