В объективе одного из ведущих концертных фотографов Москвы – Александра Панова – можно наблюдать панораму независимой концертной жизни столицы, а его работы читатели «Музыкальной жизни» многократно видели на страницах журнала. Снимки привлекают внимание как своей выразительностью и нестандартными приемами, так и темами, не все из которых ассоциируются с классической музыкой, а часто уходят в эксперимент. Среди героев его работ композиторы Владимир Мартынов и Антон Батагов, музыканты-солисты, а также многочисленные ансамбли: Intrada, Студия новой музыки, МАСМ, Novoselie и другие.
Алена Верин-Галицкая (АВГ) поговорила с Александром Пановым (АП) о пути к профессии, видении концертного жанра, фотографических табу и проекте «Немузыкальный портрет», в котором фиксируются образы музыкантов в непривычных зрителю амплуа.
АВГ Александр, можете рассказать, с какого момента в вашей жизни появилась фотография?
АП В фотопрактике я уже восемнадцать лет. Все началось, когда на заре студенчества на втором или третьем курсе я разочаровался в специальности. Так бывает у фотографов – по образованию мы либо технари, либо гуманитарии, часто психологи. И я как раз из последней группы.
АВГ Так вы учились на психолога?
АП Да, к сожалению, у концертных фотографов нет лицензирования, мы все в какой-то степени самоназванцы. Единственное подтверждение профессионального статуса – личный опыт и доверие среды, в которой мы работаем. А в среду, в принципе, может попасть любой.
АВГ Когда есть опыт и репутация – все понятно, но с чего вы начинали?
АП С портретных, свадебных съемок, репортажей, занимался светскими хрониками. Впрочем, к тому моменту, как судьба позволила мне совместить музыку и фотографию – два самых любимых дела в жизни, прошло много лет. В тот период я находился в очень активной фотографической тусовке, где было много пленэров и творчества. Большое количество ребят из этой компании учились в 57-й школе [престижная школа в Москве, известная многими влиятельными выпускниками. – А.В.-Г.], а когда они повзрослели, то позвонили мне и попросили отснять репетицию их бывшего школьного товарища Азима Каримова с созданным им оркестром Entre Nous. Азим впоследствии закончил консерваторию как дирижер, но на тот момент был еще студентом. На дворе стоял 2010 год. Для меня это была стартовая точка, я начал знакомиться с музыкантами, и спустя пять-шесть лет концертная съемка стала основной. Я не считаю это решением, которое осознанно принимал, скорее получил подарок судьбы.
АВГ Что такое концертное фото и есть ли у него какие-то различия с другими жанрами?
АП Хороший вопрос, я бы провел параллели с музыкой. Как мне кажется, в последние годы можно проследить тенденцию, что жанр перестает иметь значение. Взаимодействуют люди разного образования, музыкальных предпочтений и навыков, происходит некий синтез. Жанр важен либо студентам, которые только учатся и им нужно понять истоки, либо музыкальным магазинам, в которых раскладывают альбомы по категориям. И то у них происходит большая путаница, потому что многие альбомы можно положить на разные полочки. В ситуации с фотографией жанр также потерял для меня значение, потому что опыт уже достаточно большой. Возможно, прозвучит очень гордо и смело, но я считаю свое творчество авторской фотографией. Мне уже не важно, в какой жанр я уткнусь, все равно буду преобразовывать его под свои художественные и стилистические наработки.
АВГ Получается, вы делаете художественную фотографию из концертной ситуации?
АП Нет, я говорю в целом. Но если речь идет о концертном жанре, то я считаю его исключительно ремесленническим. В нем почти нет творчества и моей воли. Работа концертного фотографа целиком и полностью зависит от работников сцены, от того, как выставлен свет и есть ли он вообще, зависит также от подготовки музыканта: насколько тот эмоционален, раскрепощен и артистичен. Конечно, возникает вопрос, а зачем вообще делать концертную картинку, кому она нужна? И нужна ли вообще? Отвечая на вопрос, нужно отдавать себе отчет, что концертный жанр – это документалистика. Но одновременно с технической работой мне также хочется свободы творчества и возможности проявить себя. Например, если нужно отснять концерт, я буду напрашиваться на репетицию или прогон. Это поможет мне заранее узнать ансамблевые составы, как они будут меняться, удастся прописать отдельные сюжеты, ракурсы и локации, с которых потом будет вестись съемка. Именно на репетициях у меня возникает творческая свобода, потому что горизонт действий намного шире, чем если просто снимать концерт. И только на репетициях я могу быть на сцене рядом с музыкантом.
АВГ Есть ли у вас какие-то критерии, по которым вы определяете удачную работу?
АП Вопрос об успешности или удачности точно не ко мне. Если проводить параллели с музыкой, то удачный концерт – это какой? Вряд ли успешный концерт будет зависеть от мнения самого исполнителя – понравилось ему или нет, все-таки точка зрения зрителя гораздо важнее. А если я буду давать свою оценку, то она очень часто отличается от мнения аудитории. Бывает, что публике очень нравится, а мне нет, случается и наоборот – когда доволен работой, сравниваешь с тем, что уже было, радуешься, если нашел какие-то новые решения, а зритель это не принимает или остается равнодушным.
АВГ Возникают ли ситуации, когда концерт публике понравился, а фотосъемка нет, или наоборот?
АП Вернусь к вопросу, зачем вообще нужна концертная фотография? Мне как автору хочется, оставаясь в рамках документалистики, сделать работу максимально художественно. Я понимаю, что эта съемка нужна как для зрителя, так и для музыканта: фотография актуализирует жизненный опыт. Мы фиксируем те события, которые нам важны, о которых хотим сохранить воспоминания. Снимки с концерта будут той ниточкой, что даст возможность окунуться в концерт заново. Например, в девяностых или начале нулевых я был на концерте, уже и не вспомню, где именно, но от этого концерта остался только музыкальный образ. Если бы сохранились фотографии, мне было бы легче вспомнить. Помню только, что все происходило 4 января, это был бесплатный концерт, играл Квартет имени Бородина, они исполняли Второй квинтет Дворжака, который для меня является одним из ключевых меломанских опытов, но саму концертную ситуацию не помню. Потому что фотографий не было.
АВГ Вы как-то отталкиваетесь от музыки для создания образа, с помощью которого фиксируете концертную ситуацию?
АП Нет, это параллельные истории. Есть визуальная история, а есть музыкальная. Музыка абстрактна, ее сложно запомнить, многие люди воспринимают информацию и реальность как что-то визуальное. Моя картинка поможет им в будущем вспомнить музыкальный образ.
АВГ Можете рассказать, каким образом выбираете концерты?
АП Мне кажется, что это они меня выбирают. Так получилось, что я попал в круги очень активных и творческих представителей музыкального мира, они часто приглашают меня в качестве фотографа. Случаются и другие ситуации: например, мне нравится виолончель – я буду искать подходящие концерты с виолончелью. Или понимаю, что давно не был на какой-то площадке – согласовываюсь и иду туда. Бывает и так, что просто хочется прийти на концерт любимого музыканта, либо услышать произведение, которое никогда не слышал, при этом есть желание узнать его, прочувствовать, понять, зафиксировать и оставить в истории.
АВГ Я задаю этот вопрос, потому что вижу по вашим работам очень большой разброс, панораму, фиксирующую состояние независимой концертной жизни Москвы. За этим очень интересно наблюдать. И по вашим снимкам можно хорошо понять, что происходит. Я подумала, может, есть какая-то логика, которой вы руководствуетесь, или какой-то концепт, который вы создали и хотите ему следовать?
АП Наверное, это происходит, потому что концертных фотографов не так много. Если я спрошу у вас, скольких из них вы можете назвать, мне кажется, хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить московских.
АВГ Да, это точно.
АП Есть фотографы, которые работают в системе, они обязаны снимать события, происходящие на их площадке, а я в этом смысле независимый автор и имею свободу выбора. Он связан с моими представлениями о музыке и музыканте: я буду снимать того, кого считаю значимым для нашей культуры здесь и сейчас, и это не будет соотноситься с популярностью.
АВГ Есть ли какие-то правила или табу на концертах?
АП Их всего два. Первое: зритель превыше всего, задача концертных фотографов – не отвлекать от события. Мы должны быть максимально тихими, это все равно невозможно, но надо стараться. Лучший отзыв, когда даже музыкант не заметил меня на концерте. И второе, как следствие: фотографа не должно быть на сцене, мы работники подсценья.
АВГ Есть ли у вас какой-то свой секрет взаимодействия с музыкантами?
АП На концерте взаимодействия не должно быть вообще: я подглядывающий, я документирующий, я не взаимодействую, я фиксирую. Но для того, чтобы смотреть в нужном направлении, как раз таки необходим опыт взаимодействия с музыкантами, общение с ними. Понимание, что музыкант не только человек, который выступает и которого ты видишь на сцене…
АВГ Один раз в жизни.
АП Да! Отсюда родился формат «Немузыкального портрета» и мои пробы в сфере музыкальной журналистики, я ведь тоже брал какое-то время интервью у музыкантов. Одна из причин была именно в том, чтобы понять, кто такой музыкант, чтобы потом лучше понимать, как он будет действовать и вести себя на сцене. Как следствие, получится сделать картинку визуально богаче, а я буду смотреть не только в ту сторону, куда мой взгляд уведет, но и снимать вещи, которые сам музыкант считает важными.
АВГ А расскажите тогда про «Немузыкальный портрет».
АП Я такой человек, который не умеет отдыхать, и отдых для меня – это смена деятельности. Когда уже был большой опыт концертной съемки, у меня возникла идея создать цикл, во многом чтобы отвлечься. Например, есть такая проблема: если концерты идут подряд, на третий-четвертый вечер уже не получается быть настолько же вовлеченным в происходящее и испытывать те чувства и состояния, которые все-таки желательно испытывать. У меня широкий круг общения с музыкантами, и я подумал – что мы можем сделать вместе? Тогда и возникла идея проекта, в котором музыкант пишет эссе на любую тему, не связанную с музыкой, а потом мы вместе иллюстрируем эту историю. С одной стороны, это свободная площадка для высказывания, а с другой – своего рода терапия. Я очень огорчаюсь, когда мне музыканты отказывают в участии, говоря, что у них в жизни помимо музыки ничего нет. Это совершеннейшая неправда, и я уверен, что хороший музыкант, в силу того, что это специальность творческая, должен быть вовлечен не только в музыку, но и в жизнь в целом.
АВГ То есть для вас это, прежде всего, терапевтический способ не выгореть от основной деятельности, возможность познакомиться лучше с человеком, переключиться, заняться чем-то неожиданным, необычным?
АП Именно так. Причин очень много как внешних, так и внутренних. Внутренние, не побоюсь сказать, достаточно циничные, прагматичные и эгоистичные. «Немузыкальный портрет» дает мне большую вовлеченность, как в концертную съемку, так и в портретную. Да, я получаю от этого удовольствие, да, я намного бодрее себя чувствую после портретной съемки, придя на следующий день на концерт уже со свежей, чистой головой. А терапевтический эффект проявляется больше на музыканте, потому что для него это возможность посмотреть на себя со стороны. Мы часто замыкаемся и не понимаем ни наших настроений, ни успехов, которых достигли. А в рамках общения на съемке или даже просто возможности написать эссе появляется замечательная возможность посмотреть на себя со стороны.
АВГ Можете дать напутствие человеку, желающему заняться концертной фотографией?
АП Моя история говорит о том, что стоит заниматься тем, к чему у тебя душа лежит, что до мурашек пробирает. Наверное, это единственный правильный путь к счастью. А какое-то напутствие… Думаю, все очень индивидуально. Я просто советую следовать завету, о котором мы уже поговорили: не нарушать концертную ситуацию.