Александр Рудин: <br>Мне нельзя останавливаться Персона

Александр Рудин:
Мне нельзя останавливаться

Накануне празднества 60-летия Александр Рудин (АР) был занят – готовился к юбилейному концерту. И все-таки мне удалось с ним поговорить.  В этом коротком интервью, считает Ольга Русанова (ОР), вся суть личности большого музыканта и очень интеллигентного, теплого, скромного человека.

ОР Что меня в вас поражает? Две вещи: ваша музыкантская неуспокоенность, любознательность, интерес ко всему новому, причем как новому-­старому, так и новому-­новому, и, соответственно, ваш огромный репертуарный диапазон: от XVII века до наших дней. А еще – постоянная, непрерывная сольная карьера, что удивительно для руководителя оркестра. Подобных примеров даже не могу привести. То есть сольные карьеры дирижеров, конечно, не редкость, но все же они развиваются волнообразно, с перерывами, вы же постоянно в прекрасной форме. Как вам все это удается?

АР Со временем все это сложнее. Ни один человек не может быть в такой же хорошей форме в 60 лет, как в 30, и я не исключение. Но делать перерыв, останавливаться мне ни в коем случае нельзя. Думаю, я отношусь к тем людям, которые, когда останавливаются, теряют все: навыки, ­какой-то кураж, желание ­что-то делать… Они просто поддаются врожденной лени. В общем, это конец (смеется). Думаю, что, когда я остановлюсь – остановлюсь навсегда. Поэтому пока еще стараюсь дергаться, играть, иногда даже удается сыграть ­что-то новое. И надеюсь, что это время, когда я буду представлять ­какой-то интерес для музыки, для публики, для себя, еще продлится.

ОР Мне кажется, вы будете представлять интерес еще и для истории. Более того, я думаю, вы просто должны написать о своих музыкальных открытиях – один Алябьев чего стоит! Вы ведь часто играете то, за что другие не берутся, что не лежит на поверхности. А скажите, в этом огромном репертуарном море вы можете назвать самое старое произведение и самое свежее, новое?

АР В музыку старую – барочную и тем более ренессансную – я никогда не погружался, даже боялся ее, потому что, скажем, Монтеверди – это совсем другая эстетика. Хотя позднебарочную музыку мы играли довольно много, но не раньше Габриели и Пёрселла, то есть музыки XVII века. Но должен вам сказать, что и отсюда до XX века включительно есть из чего выбрать, что поиграть (улыбается).

ОР Несомненно! А если говорить о композиторах сегодняшнего дня, есть ли такие, с кем вы сотрудничаете постоянно?

АР Никогда не считал себя специалистом в области современной музыки. С другой стороны, со многими композиторами я общался, многих играл. Из старшего поколения это Денисов, Шнитке, Пярт, Сильвестров, Канчели. Из наших современников не могу не назвать московского композитора Андрея Головина, которого очень люблю и много играю. Из более молодых это Александр Маноцков (на концерте фестиваля «Другое пространство» 20 ноября оркестр Musica Viva под руководством Александра Рудина исполнил «Присутствие № 2» для струнных, и это была мировая премьера, и Канон in D для струнных Александра Маноцкова. – О. Р.).

ОР В прошлом нашем интервью в начале пандемии вы сказали, что вам все нравится, появилось много времени для разных дел. А теперь вам продолжает все нравиться или ­все-таки уже нет?

АР Ну да, в первую волну удалось многое сделать: ­что-то выучить, почитать, погулять. Это было неплохо, было лето. Сейчас холодно, и стало тревожнее. И все же я надеюсь, что большая часть наших коллег-­музыкантов останутся живы-здоровы, и очень скоро мы сможем реализовывать свои планы вновь в полной мере.