С 2009 по 2020 год в Москве проходил Большой фестиваль РНО: специальный проект, где звучали редкости, оперы в концертном исполнении, сочинения кантатно-ораториальных жанров. В силу разных обстоятельств – пандемия, смена руководства – проект на несколько лет приостановился, но нынешней осенью фестиваль возобновится. И, судя по афише, проект столь же амбициозен и нацелен удивить публику, что и ранее. С 13 по 24 сентября в Концертном зале имени П.И. Чайковского прозвучат три программы, включающие ораторию Шёнберга «Песни Гурре», музыку Клода Дебюсси к мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество Святого Себастьяна», «Богоявление» Капле, симфоническую картину «Сны» Прокофьева, Концерт для контрабаса с оркестром Сергея Кусевицкого и другие малозвучащие произведения. О концепции проекта и его перспективах Александр Рудин (АР) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
Благодарим за помощь в подготовке интервью Светлану Чаплыгину.
ЕК Александр Израилевич, вы решили вернуться к популярному проекту Российского национального оркестра – ежегодному фестивалю в Москве, который раньше назывался «Большой фестиваль РНО». Теперь первое слово «ушло», и это просто «Фестиваль РНО». Не слишком ли обыденно?
АР Многое изменилось со времени первого фестиваля РНО, поэтому сейчас мы только пробуем возродить в совершенно новых условиях это событие. В нынешней ситуации гигантомания противопоказана.
ЕК Какова концепция фестиваля 2024 года? Теоретически могло бы быть море вариантов?
АР Варианты есть всегда, но, как и в ответе на первый вопрос, я бы еще раз упомянул некую экспериментальность первого фестиваля. Если говорить о концепции, мы сделали акцент не на исполнителях (как это было раньше), а на неожиданных и редких произведениях. И, как я считаю, это получилось.
ЕК Фестиваль РНО раньше имел пул спонсоров. Кто помогает вам теперь?
АР Программа родилась из обмена идеями между РНО и МГАФ. Филармония на протяжении многих лет была партнером фестиваля, таковым она стала и на этот раз. Спонсорство предполагает абсолютно иные отношения, и, надеюсь, время спонсоров возвратится. Должен сказать, что идею исполнить редко звучащие «Песни Гурре» Шёнберга мы, конечно же, поддержали, как и персоналию дирижера Филиппа Чижевского. Меня же не очень привлекают подобные грандиозные составы, я бы и не взялся за это произведение.
ЕК Из трех культур – австрийской, французской и русской – вы взяли на себя отечественных композиторов. Почему? Вы же много исполняете и Бетховена, и барочную музыку… Кстати, старинной музыки совсем в этот раз нет в программах фестиваля…
АР Это не совсем так. Я дирижирую не только русский, но и отчасти французский вечер. И должен сказать, что подбор произведений этого концерта как раз полностью отвечает моим представлениям о том, как должна быть выстроена программа. Что касается барокко – да, это бы украсило фестиваль. Надеюсь, что, если в будущем удастся увеличить количество концертов, старинная тема найдет в наших программах свое место.
ЕК Долгое время РНО очень отличался от остальных «собратьев». Вы как дирижер, выступающий с разными российскими оркестрами, как бы определили лицо РНО сейчас?
АР РНО – блестящий коллектив, живой и творческий. Состоящий из выдающихся музыкантов. Готовый к экспериментам, открытый к разным интерпретациям. Поэтому сегодня, как и тридцать с лишним лет назад, у него свой, отличный от других, почерк.