Александр Рудин: <br>Трудность исполнения Гайдна – ​в его кажущейся простоте Персона

Александр Рудин:
Трудность исполнения Гайдна – ​в его кажущейся простоте

О том, как возникла идея цикла с Парижскими симфониями, и об особенностях стиля Гайдна маэстро Александр Рудин (АР) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).

АР Проект был предложен оркестру Musica Viva заместителем генерального директора по организации концертов ММДМ Евгением Черниковым. Именно он придумал разделить шесть Парижских симфоний на 3 концерта в сезоне 2018/2019, в сочетании с инструментальными концертами. Идея показалась нам не только интересной, но и совершенно гармонично вписывающейся в творческий план оркестра. Тем более, что в репертуаре Musica Viva Гайдн занимает большое и почетное место: в разные годы нами исполнялись и его самые значительные оратории – «Сотворение мира» и «Времена года», и мессы, и несколько симфоний, и множество инструментальных концертов. Но сыграть Парижские симфонии в циклическом порядке – в наше время, постоянно стремящееся к шоу и внешней театральности, – заманчивое предложение, с удовольствием принятое нами.

ЕК У Гайдна множество концертов для различных солирующих инструментов, даже для органа. Что нас ждет впереди? И по какому принципу шел отбор?

АР У Гайдна действительно множество концертов для разных солирующих инструментов с оркестром, одних фортепианных – 11. Конечно, в первую очередь, по вполне понятной причине, мы с устроителями решили включить в программы два виолончельных концерта и единственный двойной – для скрипки и фортепиано с оркестром, который прозвучит 22 марта. Причем все концерты будут исполнены собственными силами – мною и солисткой оркестра Musica Viva скрипачкой Еленой Корженевич.

ЕК Что вы можете сказать о стиле Гайдна? Есть ли в нем что-то специфическое, что отличает его от Моцарта, Сальери, Альбрехтсбергера – его современников?

АР Стиль художника определяется многими параметрами: его личностью, индивидуальным мироощущением, обстоятельствами жизни, воспитанием, образованием. В случае с Гайдном, думается, мы имеем дело со многими стилями, ибо, прожив долгую творческую жизнь, Гайдн был вначале композитором эпохи барокко, затем творцом музыкального языка классицизма, а в конце жизни – провозвестником эпохи романтиков. Стиль Гайдна существенно преобразовывался в течение всего его творческого пути, и это, надо сказать, одна из причин моей горячей склонности к этому композитору. В Парижских симфониях мы имеем дело со зрелым выкристаллизовавшимся классицизмом во всем его блеске. Трудность исполнения Гайдна – в его кажущейся простоте. В партитурах этого композитора важно читать между строк, и это отличает Гайдна от Моцарта. Зато как увлекательно искать замысел композитора, даже если находишься на ложном пути…

ЕК Сейчас уже запущены абонементы будущего сезона. Ждем продолжения?

АР В следующих двух сезонах, опять же по предложению ММДМ и Евгения Черникова, мы продолжим гайдновский цикл, исполняя уже 12 Лондонских симфоний, также в сочетании с инструментальными концертами. На сей раз мы решили познакомить московскую публику с более редкими солирующими инструментами и замечательными исполнителями на них: прозвучат концерты для валторны с оркестром и для трубы с оркестром в исполнении двух выдающихся российских музыкантов – Станислава Давыдова (валторна) и Владислава Лаврика (труба). А в качестве музыкальной «редкости» в одном из концертов сезона 2019/2020 прозвучит Концертная симфония Гайдна для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром. Гайдн невероятно разносторонний и «богатый» композитор, чья музыка доставляет наслаждение всем – и исполнителям, и слушателям.