Концерты ко дню рождения Дмитрия Шостаковича – традиция Московской филармонии: в ее истории фигура и музыка композитора занимают важнейшее место, в филармонических программах впервые прозвучали многие его сочинения. Шостакович также стал одним из ключевых авторов для Александра Сладковского и Госоркестра Республики Татарстан. Коллектив постоянно исполняет его музыку, а к 110-летию со дня рождения композитора выпустил запись всех симфоний и инструментальных концертов, высоко оцененную международной прессой.
Филармонические концерты ко дню рождения Шостаковича неоднократно проходили при участии Александра Сладковского и его оркестра. На этот раз, 25 сентября в Зале Чайковского, исполнители представляют два знаковых сочинения – Восьмую симфонию, созданную в годы Великой Отечественной войны, и посвященный Мстиславу Ростроповичу Второй виолончельный концерт: масштабное произведение со сложной концепцией, в котором есть и лирика, и драма, и трагедия, и гротеск. Ростропович впервые исполнил концерт в Большом зале Московской консерватории 25 сентября 1966 года, в день 60-летия автора в его присутствии. Госоркестром СССР дирижировал Евгений Светланов.
Ростропович оказал композитору содействие в работе над сольной партией, осознавая, насколько сложной она вышла. «Шостакович наделяет виолончель качеством невиолончельной силы, – говорил музыкант. – Это симфония, сочинение очень объемных, очень протяженных мыслей. Мне не хватает смычка. Мне не хватает техники, не хватает сил. Я должен подниматься на совершенно новый уровень исполнительских средств». Характер первой части концерта предположительно связан с известием о кончине Анны Ахматовой, которую Шостакович боготворил и считал «королевой русской поэзии». Вторую часть композитор выстроил на мелодии одесской уличной песни «Купите бублички». Финал же, по словам виолончелиста Александра Ивашкина, «воспринимается как лихорадочная картина воспоминаний, быстро сменяющих друг друга в памяти». Музыкальную ткань этой части Шостакович наполнил цитатами и аллюзиями на музыку прошлого – собственную и чужую, прежде всего любимых им Малера и Мусоргского.
Народный артист России, выдающийся виолончелист Александр Князев выступает с ведущими оркестрами и дирижерами всего мира. В числе произведений, которые ему особенно дороги, – Первый и Второй виолончельный концерты Шостаковича, занимающие важнейшее место в репертуаре
Князева.
Произведения Шостаковича времен войны – вероятно, наиболее выдающийся пример музыкального творчества, направленного против фашизма. В 1941 году, еще в Ленинграде, Шостакович начал работать над знаменитой Седьмой симфонией («Ленинградской»), ставшей всемирным символом музыкального сопротивления фашизму. На следующий год после ее премьеры, состоявшейся в Куйбышеве в марте 1942-го, Шостакович завершил еще одну «военную» симфонию. И если Седьмую отличают героический пафос и уверенность в победе, то Восьмая – полотно философское и трагическое.
Шостакович создал Восьмую симфонию всего за 40 дней летом 1943-го. Ее премьера состоялась в ноябре того же года под управлением Евгения Мравинского, которому и посвящено сочинение. Трагический настрой симфонии встретил прохладную реакцию властей, с восторгом принявших героизм «Ленинградской». Во время идеологической кампании 1948 года, направленной против «формализма в музыке», именно Восьмая симфония послужила одним из поводов для атаки на композитора и последовавшей за этим опалы. «Реабилитация» симфонии в СССР произошла лишь в 1956 году: тогда она была вновь исполнена в Москве под управлением Самуила Самосуда. Восьмая симфония – размышление об ужасах войны, и все же в финале звучат настроения надежды и просветления.