Алексей Васильев: <br>Необходимо движение вперед Персона

Алексей Васильев:
Необходимо движение вперед

В Санкт-Петербурге прошел XXI  фестиваль «Международная неделя консерваторий». О концепции форума, о его героях Евгении Кривицкой (ЕК) рассказал ректор Санкт-Петербургской консерватории заслуженный артист России, профессор Алексей Васильев (АВ).

ЕК Алексей Николаевич, ваш фестиваль вступил в третье десятилетие. Чем удивляете публику в этом году?

АВ Когда проходит круглая дата, начинается новая система отсчета. Принято говорить о некой перезагрузке или обновлении проекта. И определенно, что-то новое наши слушатели услышали. Например, кому-то могло показаться неожиданным, что мы решили в этом году присвоить звание почетного профессора джазмену. Но для меня такой шаг символичен. Мы давно уже говорим, что хорошо бы вводить новые направления в образовательной деятельности. У нас богатая история, но музыкальное искусство постоянно двигается вперед. Пока нас тормозит затянувшийся ремонт, но тем не менее признание на консерваторском уровне того факта, что джаз давно стал академической классикой, – важный шаг и подтверждение того, что мы двигаемся вперед. Поэтому мы решили отметить этим награждением юбилей нашего выдающегося выпускника, Давида Семеновича Голощекина. Его выступление со своим ансамблем стало особой краской:  такого открытия фестиваля у нас еще не было. Да и на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии джаз звучит не часто.

В то же время мы говорим, что надо хранить традиции. Поэтому мы сделали первое отделение концерта-открытия хоровым, проводим в рамках фестиваля многочисленные мастер-классы. Например, уже второй раз приезжает Юлиан Милкис, известный кларнетист. Когда-то он учился в Петербургской школе-десятилетке, теперь выступает по всему миру, но ему хочется возвращаться к своим корням.

Давид Голощекин, Лидия Волчек, Константин Сухенко, Алексей Васильев

ЕК Я прочла в его биографии, что он тоже любит «баловаться» джазом и даже брал уроки у Бенни Гудмена.

АВ Действительно, джазовая линия прослеживается и здесь.

ЕК Вам удалось, несмотря на локдаун, завершить фестиваль выступлением Студенческого оркестра в Концертном зале «Мариинский».

АВ Концерт прошел с триумфом и был посвящен юбилейным датам Белы Бартока и Ференца Листа, чей Первый фортепианный концерт исполнил наш петербургский пианист Олег Вайнштейн, а Второй – венгерский пианист Габор Фаркаш. Мы делаем проект совместно с Венгерским консульством, которое поддержало гастроли этого артиста. Студенческий оркестр Санкт-Петербургской консерватории во втором отделении сыграл Концерт для оркестра Бартока: эта партитура совсем не простая, но наши ребята доказали, что она им по плечу. И я взялся специально за такое сочинение, чтобы показать, что наша молодежь – гораздо более продвинутая и подготовленная, чем мы думаем.

К сожалению, не состоялся из-за локдауна приезд нашего другого почетного профессора – Владимира Ивановича Федосеева, но в целом мы смогли почти полностью реализовать задуманное.

ЕК А как насчет современной музыки?

АВ Безусловно, ей отдано почетное место. Я сам принял участие в премьере нового сочинения Сергея Екимова – «Дифирамба» для хора и виолончели. Да и все хоровые коллективы в основном пели произведения композиторов XX – XXI столетий.

Алексей Васильев и Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории

ЕК Пандемия не мешала планированию?

АВ Если в прошлом году некоторые приглашенные артисты не смогли физически добраться, а кто-то отказался сразу, то в этот раз все приехали, но объявленные ограничения концертной жизни чуть не поставили под удар уже спланированные программы. Но почти все мы успели провести. Жизнь вроде бы наладилась, выработались механизмы приезда из-за рубежа, да и многие уже вакцинировались, тем досаднее объявленный локдаун, коснувшийся по каким-то причинам академической концертной жизни. Но, здоровье – в первую очередь: никакие высокие цели не могут оправдать риски для человеческой жизни.  Мне хочется сказать добрые слова в адрес директора фестиваля Лидии Львовны Волчек: фестиваль, благодаря ей, живет своей собственной жизнью. Мы все в консерватории, конечно, принимаем участие в подготовке, но Лидия Волчек – это мотор всего проекта, она постоянно фонтанирует идеями, наполняя программу интересным содержанием, яркими персонами. Воплотить планы бывает непросто: сейчас, когда основное здание консерватории пока еще закрыто, мы вынуждены «выходить в город». И что-то в программах зависит от того, какие площадки готовы с нами сотрудничать.

ЕК Я специально прошла мимо исторического здания и увидела, что идут активные работы с фасадной частью.

АВ Это заметили все жители Петербурга. Сейчас новый этап нашей реконструкции: строители получили разрешение на работы по сохранению культурного наследия, а это означает, что они имеют право на реставрацию фасадов консерватории и могут теперь заниматься восстановлением внутренних росписей, в том числе в Домовой церкви. Это кропотливый труд, буквально по миллиметру реставраторы расчищают слои масляной краски, которую щедро наносили в советское время при различных ремонтах. К оставшейся части реконструкции, надеюсь, строители приступят в следующем году. Пока согласована только реставрационная часть проекта. Но конечную дату пока никто не оспаривает: 1 марта 2024 года мы должны провести гала-концерт в обновленном здании.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны