Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова отмечает 160-летие с момента основания. Этому событию посвящен большой фестиваль «Международная неделя консерваторий», проходящий в последнюю декаду октября. О том, изменилась ли концепция смотра в нынешних условиях и каковы перспективы завершения реконструкции исторического здания консерватории, ее ректор Алексей Васильев (АВ) рассказал главному редактору журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Алексей Николаевич, листая буклет, вижу, что в этом году широко представлены ведущие российские консерватории.
АВ Вы правы. Честно говоря, я хотел в этом году в связи с нашим юбилеем сделать именно неделю консерваторий, потому что российскому музыкальному образованию рождение в 1862 году Санкт-Петербургской консерватории дало мощный толчок вперед. Благодаря этому теперь существуют и все остальные девять консерваторий. Благодаря соперничеству братьев Рубинштейнов, амбициям Николая Григорьевича, стремившегося ни в чем не уступать своему брату Антону, спустя четыре года в Москве открылась вторая консерватория. Потом возникла консерватория в Саратове – и так далее. Мне хотелось отпраздновать не столько наши 160 лет, сколько 160 лет консерваторского движения в России.
Но международная составляющая все же осталась: к нам приехали гости из Белоруссии, из Узбекистана, в программе фестиваля появился российско-китайский оркестр.
ЕК Данная ситуация дает нам возможность увидеть, насколько высока планка качества во всех консерваториях.
АВ И это тоже хотелось показать. Как говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В применении к данной ситуации мы переживаем в искусстве интересный момент, когда из-за возникших ограничений на перемещения по миру мы можем открывать новые имена у себя. Многие жалуются, что к нам не идут иностранцы: я всегда в этих случаях отвечаю – посмотрите, сколько у нас своих талантливых людей. Вот в наших консерваториях есть немало персон, жаждущих развития. Ну, дайте им дорогу – сейчас самое время, чтобы предоставить им шанс. И вот эта идея легла в основу программ фестиваля: к нам приехали замечательные артисты из Московской, Саратовской, Петрозаводской, Нижегородской, Новосибирской, Уральской консерваторий, из РАМ имени Гнесиных.
ЕК Наши артисты за прошедшие годы «напитались» всем лучшим, что есть на Западе. И теперь они могут отдать свои знания нам.
АВ Полностью с вами согласен. О том, как играть Баха, все имеют представление – информация есть в открытом доступе. Но уверен, что важен не только стилистический подход, но и музыкантский – насколько ты проживаешь его музыку, насколько в результате исполнения она становится твоей, что ты увидел в сочинениях Баха и как это передал. И тут все средства хороши: можно исполнять в барочной манере, на жильных струнах, либо на современном инструменте, в низком или в высоком строях, но, главное, в интерпретации должно присутствовать индивидуальное начало, личность артиста, умеющего убедить слушателя.
ЕК На фестивале есть устойчивые традиции. Например, закрытие проходит в Концертном зале Мариинского театра, и это всегда оркестр. Каков принцип формирования программы?
АВ Закрытие получилось интересным по концепции – жанр инструментального концерта в ретроспективе: от нашего выпускника Петра Ильича Чайковского до нашего выпускника Эдуарда Кипрского, ставшего в этом году лауреатом Первого международного конкурса имени С.В.Рахманинова. Мы выбрали Скрипичный концерт Чайковского и пригласили солистом прекрасного скрипача Гайка Казазяна, в память о Шостаковиче включили «Бурлеску» из его Первого скрипичного концерта, но в версии с солирующим саксофоном.
ЕК Какая неожиданная идея.
АВ У нас работает саксофонист Сергей Колесов – большой энтузиаст своего инструмента, у него на любой случай есть музыка, в том числе и переложения известных классических опусов. Во втором отделении перемещаемся уже в наше время: Пять этюдов-картин для фортепиано с оркестром Эдуарда Кипрского – именно это сочинение принесло ему успех на конкурсе. А в завершении – Концерт для фортепиано с оркестром нашего профессора, председателя Союза композиторов Петербурга Антона Танонова. Солист – также наш профессор Николай Мажара.
ЕК На открытии, также по традиции проходящем в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, прозвучала «Патетическая оратория» Свиридова – сочинение, ассоциирующееся с помпезным советским стилем, не очень популярным в последние годы.
АВ Хотелось сделать что-то грандиозное, тем более что у нас «Патетическая оратория» давно не звучала. Конечно, существует мода – категорически отвергать наследие советских времен. А в этой партитуре есть часть, которая называется «Разговор с товарищем Лениным». И многих это отпугивает, что очень обидно – ведь музыка гениальная! Похожую обиду я испытываю за Двенадцатую симфонию Шостаковича, это ведь тоже шедевр, но с наступлением перестройки ее совершенно перестали играть. Да, она посвящена революции 1917 года, Ленину, но на качестве музыки это никак не сказывается.
А что касается «Патетической оратории», у меня с этим сочинением давние отношения. Когда я сам заканчивал консерваторию, то по какому-то торжественному случаю мы исполняли седьмой номер – «Солнце и поэт». Дирижировал тогдашний ректор, Владислав Чернушенко, я сидел в оркестре концертмейстером группы виолончелей, и происходило все в Зале имени Рубинштейна. А потом, буквально через пару лет, когда я служил артистом оркестра Санкт-Петербургской филармонии – Заслуженного коллектива Республики, то мы сыграли целый концерт из сочинений Свиридова, где «Патетическая оратория» завершала программу. Я тогда был совершенно сражен этим произведением: какая сильная музыка, какой эмоциональный накал! И насколько она неоднозначная по смыслу. Да, существует упрощенное отношение к этой партитуре как к какому-то агитплакату. Наверное, поэтому ее «свернули в трубочку» и запрятали. А зря – сочинение многослойное, и даже упомянутый мной «Разговор с товарищем Лениным», если внимательно вчитаться в текст Маяковского и вслушаться, какими красками вырисовывает его Свиридов, предстает фантасмагорией: только представьте всю ситуацию, что человек разговаривает с фотографией на стене – становится даже страшновато. И вот подумалось, что сегодня будет очень своевременно вспомнить это произведение.
ЕК Так и получилось.
АВ А что касается первого отделения, то я должен поблагодарить моих коллег – хоровых дирижеров: нашего декана Сергея Екимова и ректора Академии хорового искусства Александра Соловьёва, что они всегда готовы выручить. Ведь визит музыкантов из Национального университета искусств Казахстана буквально накануне отменился по техническим причинам – к сожалению, билеты из Петербурга в Астану стоят теперь заоблачные деньги. А наши хоры – выручили, и не просто спели сочинения из программы соседнего концерта, а предложили программу специально для открытия, демонстрируя мобильность и большой разнообразный репертуар. И исполнили все на высочайшем уровне.
ЕК Юбилей – повод обсудить волнующий всех вопрос, как идут дела с ремонтом в старейшей консерватории. На каком этапе сейчас работы?
АВ Финишная прямая почти рядом, мы скоро поймем точные сроки. Поскольку из Главгосэкспертизы вышло положительное заключение по проектной документации, осталось получить ряд формальных разрешений на проведение строительных работ, и мы сможем перейти к активной фазе.
ЕК Насколько преобразится консерватория?
АВ Она посвежеет, все современные технологии, направленные на то, чтобы сделать уровень жизни выше, будут применены – обновлены системы вентиляции, отопления, кондиционирования. Дворы будут преобразованы в атриумы: там предполагается создание общественных пространств с возведением над ними куполов из металла и стекла, что увеличит площадь консерватории на 600 квадратных метров. В одном будет досуговая рекреация, во втором запланирована столовая на нижнем этаже, а в верхней части – кафе для посетителей нашего оперного театра, который нам обещают также сделать технологичным по современным меркам. У нас будет единая информационная сеть, что стало стандартом для серьезных учреждений: можно будет из любого класса получить доступ к файлам медиатеки. От шести до двенадцати классов должны получить оборудование, которое позволит моделировать искусственную акустику. Каждый студент сможет под свои потребности «настроить» помещение: нажатием кнопочки получится сымитировать акустику и концертного зала, и церковного пространства… Запланирована закупка новейших инструментов, хотя нынешняя ситуация заставляет беспокоиться, как это будет осуществлено: ведущие мировые бренды пока отказались от сотрудничества. Мы вместе с подрядчиком АО «Политехстрой» ищем альтернативные варианты.
С нетерпением ожидаем возможности вернуться в родное здание. Как видно по афише фестиваля, мы везде в гостях, «домашних залов» у нас нет, репетировать оркестровые программы и то приходится в здании нашей школы-одиннадцатилетки.
ЕК Большой зал имени Рубинштейна также будет серьезно реконструирован?
АВ Еще с советских времен он был театральным, сильно напоминал Дом культуры. Хотя и был обшит вагонкой, но при этом звучало там все равно плохо. Мы сделаем другую форму зала, с учетом углов отражения звука. Современные методики позволяют многое исправить: есть так называемая «архитектурная акустика», когда меняют конфигурацию помещения, ставят отражающие панели, и оно начинает звучать. А также новомодные электронные датчики, корректирующие акустику. Хотим модифицировать оркестровую яму, чтобы она могла менять высоту и подниматься, превращаясь в часть сцены. Многие коллеги уже интересуются, когда же мы введем зал в строй. Например, в театре «Мюзик-холл», где мы сейчас проводим показы наших театральных спектаклей, грядет реконструкция, и они надеются, что, в свою очередь, смогут какие-то свои спектакли у нас играть.
ЕК Проект серьезный, но внутри фактически ремонт еще не начинался. Каковы же сроки выполнения намеченного?
АВ При энтузиазме возможно горы свернуть, поэтому я склонен верить, что все получится, что к сроку 1 марта 2024 года, названному вице-премьером Маратом Хуснуллиным, консерватория вернется в историческое здание. Пока он свое поручение не отменил. Верим в эту дату.