Выпустив эти записи, «Фирма Мелодия» взяла на себя благородную миссию восстановления исторической справедливости по отношению к герою, чья творческая планида прошла от приторно-сладкого нектара сентиментализма к горькой чаше реализма, а человеческая судьба – через войну, ссылки и скитания к уединенной жизни запрещенного композитора, оставшегося в памяти обывателей автором одного нетленного шедевра.
На самом деле наследие Александра Алябьева не ограничивается исключительно романсами. В его арсенале были практически все виды инструментальной музыки конца XVIII – начала XIX века. Представленные на дисках произведения объединены по жанровому принципу: ансамбли с фортепиано, камерные ансамбли, театральная музыка и ранние вариации.
Школьная привычка связывать Алябьева с Варламовым, Гурилевым и просвещенными дилетантами золотого века русского дворянства поставила на его сочинения клише облегченности, но считать его опусы «удобными» и «простыми» – большое заблуждение, они требуют высочайшего уровня мастерства. Это подтверждает блестящий состав исполнителей, среди которых Левон Амбарцумян, Эдуард Грач, Александр Князев, Михаил Воскресенский, Александр Корнеев.
Творениям Алябьева была свойственна стилистическая пестрота. Со страниц его партитур выглядывают поочередно то Россини, то Бетховен, то Шуберт, то Буальдьё. Эта приправленная «русским духом» мозаика порождает истинные шедевры и дарит интерпретаторам возможность выделить разные свои грани, чем всемерно и пользуются артисты, трактуя Алябьева на все лады: «классицистски» и местами по-шубертовски безыскусно – как Амбарцумян, Воскресенский и Князев в сонате и трио; искрометно и с моцартовским изяществом – как музыканты Квартета имени Н. А. Римского-Корсакова; неистово, азартно, с бетховенским размахом, а временами еще и с цыганской слезой – как Грач в Интродукции и теме с вариациями.
Качество исполнения, разумеется, выше всяких похвал. Изюминкой является архивная запись 1948 года увертюры к опере-водевилю «Деревенский философ» в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением неутомимого пропагандиста неизвестных сочинений Николая Аносова.
Альбом с полным правом претендует на эксклюзивность, аналогов ему практически нет, исключение составляет лишь диск с инструментальными произведениями Алябьева, записанный оркестром Musica Viva под управлением Александра Рудина в 2007 году.
Воскрешенная из забвения музыка Алябьева, безусловно, доставит слушателям подлинное наслаждение.