Alexander Alyabyev <br>Chamber, Orchestra, Incidental Music <br>Melody
Релизы

Alexander Alyabyev
Chamber, Orchestra, Incidental Music
Melody

Выпустив эти записи, «Фирма Мелодия» взяла на себя благородную миссию восстановления исторической справедливости по отношению к герою, чья творческая планида прошла от приторно-­сладкого нектара сентиментализма к горькой чаше реализма, а человеческая судьба – через вой­ну, ссылки и скитания к уединенной жизни запрещенного композитора, оставшегося в памяти обывателей автором одного нетленного шедевра.

На самом деле наследие Александра Алябьева не ограничивается исключительно романсами. В его арсенале были практически все виды инструментальной музыки конца XVIII – начала XIX века. Представленные на дисках произведения объединены по жанровому принципу: ансамбли с фортепиано, камерные ансамбли, театральная музыка и ранние вариации.

Школьная привычка связывать Алябьева с Варламовым, Гурилевым и просвещенными дилетантами золотого века русского дворянства поставила на его сочинения клише облегченности, но считать его опусы «удобными» и «простыми» – большое заблуждение, они требуют высочайшего уровня мастерства. Это подтверждает блестящий состав исполнителей, среди которых Левон Амбарцумян, Эдуард Грач, Александр Князев, Михаил Воскресенский, Александр Корнеев.

Творениям Алябьева была свой­ственна стилистическая пестрота. Со страниц его партитур выглядывают поочередно то Россини, то Бетховен, то Шуберт, то Буальдьё. Эта приправленная «русским духом» мозаика порождает истинные шедевры и дарит интерпретаторам возможность выделить разные свои грани, чем всемерно и пользуются артисты, трактуя Алябьева на все лады: «классицистски» и местами по-шубертовски безыскусно – как Амбарцумян, Воскресенский и Князев в сонате и трио; искрометно и с моцартовским изяществом – как музыканты Квартета имени Н. А. Римского-­Корсакова; неистово, азартно, с бетховенским размахом, а временами еще и с цыганской слезой – как Грач в Интродукции и теме с вариациями.

Качество исполнения, разумеется, выше всяких похвал. Изюминкой является архивная запись 1948 года увертюры к опере-­водевилю «Деревенский философ» в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением неутомимого пропагандиста неизвестных сочинений Николая Аносова.

Альбом с полным правом претендует на эксклюзивность, аналогов ему практически нет, исключение составляет лишь диск с инструментальными произведениями Алябьева, записанный оркестром Musica Viva под управлением Александра Рудина в 2007 году.

Воскрешенная из забвения музыка Алябьева, безусловно, доставит слушателям подлинное наслаждение.