all we get is life <br> Ensemble Thélème, JeanChristophe Groffe, Sting <br> Aparté Релизы

all we get is life
Ensemble Thélème, JeanChristophe Groffe, Sting
Aparté

Ансамбль Thélème громко ворвался в мир «большой» звукозаписи в 2021 году, представив релиз Baisiez Moy, на котором оказалась соединена музыка ренессансного композитора Жоскена Депре с электронными музыкальными инструментами. Это сочетание оказалось сделано настолько тонко и со вкусом, что музыканты получили премию Gramophone Classical Music Award 2022 в номинации «Старинная музыка», оставив мир в ожидании их следующего релиза. Спустя три года Thélème представили альбом all we get is life, на котором оказалась соединена музыка двух Джонов: Джона Доуленда — английского композитора эпохи Возрождения и Джона Кейджа — американского композитора авангардиста XX века. На протяжении всего альбома сочинения Доуленда и Кейджа чередуются, стилистически влияют друг на друга, переосмысляются, а в качестве финального аккорда звучит аранжировка песни Стинга Shape of My Heart в исполнении самого именитого музыканта и ансамбля Thélème.

Альбом начинается с кейджевского Solo for voice No. 49, которое исполнил бас Жан Кристоф Грофф — основатель и руководитель ансамбля. Сольная вокальная партия в сопровождении глухого ударного инструмента сразу же настраивает на лаконичное использование музыкальных средств. И действительно — в альбоме звучат только два мужских голоса, лютня, несколько струнных, электроника и перкуссия. Эти выразительные средства никогда не используются вместе: песни Доуленда исполняются тенором и басом в сопровождении лютни; соло Кейджа сочетают голос с перкуссией или голос с электроникой, свободная партитура Кейджа Five звучит в исполнении пяти виол, а две зеркальные пьесы — Dream Кейджа (в оригинале для фортепиано соло) и A Dream Доуленда — исполнены солирующей лютней.

Мне потребовалось два полных прослушивания альбома, чтобы начать улавливать смыслы. Ведь all we get is life уже сложно отнести к категории «старинная музыка», но не подходит ему и жанр «новая музыка», в который принято записывать Кейджа. На диске Thélème Кейдж становится не вполне «современным», а Доуленд не вполне «старинным». В этом музыкальном Зазеркалье даже песня Стинга, в которой сочетаются одновременно ренессансная аранжировка с экспериментальной электроникой, объединяя две смысловые линии альбома, звучит странно, но уместно. Кажется, что более верным для определения жанра будет, если мы поставим этот диск на полочку «экспериментальная музыка». И действительно, здесь сочинения Кейджа и Доуленда становятся лишь полем для звуковых экспериментов, затеянных Жан Кристофом Гроффом. Альбом начинает по-настоящему раскрываться, если перестать воспринимать его с позиции жанровых шаблонов и избавиться от собственных ожиданий в пользу «чистой музыки».