Американская сюита События

Американская сюита

Metallica отметила 20-летие выступления с оркестром Сан-Франциско

В 1983 году юный Джеймс Хетфилд, только что начавший карьеру фронтмена группы Metallica, придумал использовать в качестве интро (или, как это бы назвали в академических кругах, увертюры) к каждому живому концерту группы композицию итальянского композитора Эннио Морриконе The Ecstasy of Gold, написанную для спагетти-­вестерна «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне. И если уж не безграничная любовь, то, по крайней мере, уважительное отношение к академической музыке повлияло на всю дальнейшую творческую жизнь группы и всех ее участников. В многочисленных интервью музыканты Metallica неоднократно упоминали, что, несмотря на отсутствие полноценного музыкального образования, все они без исключения так или иначе слушали классическую музыку с детства. Первый бас-гитарист группы, легендарный Клифф Бёртон, единственный из всех металликовцев, имевший музыкальное образование, всегда подчеркивал, что для него ориентиром остается творчество Баха, Моцарта и Бетховена.

Закономерно, что к 1999 году, когда Джеймс, Ларс Ульрих, Кирк Хэмметт и Джейсон Ньюстед (басист, пришедший на смену трагически погибшему Клиффу), окончательно созрели и как музыканты, и как личности, а многие песни стали поистине народными хитами, Майкл Кэймен, композитор и дирижер, сочинивший огромное количество музыки к голливудским фильмам, предложил группе попробовать сыграть несколько песен совместно с симфоническим оркестром. Metallica не могла сказать «нет». В результате 21–22 апреля 1999 года в театре школьного кампуса в городке Беркли (пригород Сан-­Франциско) для аудитории всего в 3500 человек, состоявшей в основном из членов фэн-клуба Metallica, прошел концерт Symphony&Metallica совместно с Симфоническим оркестром Сан-­Франциско.

В конце 2018 – начале 2019 года в этом городе построили новый стадион Chase Center. Здесь Metallica провела юбилейный концерт, посвященный 20-летию S&M. Бессменный директор Симфонического оркестра Сан-­Франциско с 1995 года Майкл Тилсон-­Томас оказал группе самую мощную поддержку, а дирижер Эдвин Аутвотер согласился взять на себя роль аранжи­ровщика и дирижера во время живого выступления. Концерт состоялся 6 и 8 сентября 2019 года, собрав за два вечера аудиторию почти в 40 тысяч человек. Видеоверсия концерта вышла на экраны кинотеатров в ноябре 2019-го, а в конце августа текущего года альбом S&M2 был официально издан к радости поклонников.

Открывает концерт, не отступая от традиции, The Ecstasy of Gold, далее следует «грэмминосная» The Call of Ktulu, сочиненная Кирком Хэмметом по мотивам произведений Говарда Лавкрафта. Обе инструментальные композиции сразу же позволяют даже неискушенному в симфонической музыке слушателю настроиться на восприятие серьезной музыки. Сет-лист альбома заимствует много песен из S&M версии 1999 года. И конечно же, большинство аранжировок Майкла Кэймена из оригинальной версии оставлены нетронутыми, хотя пытливое ухо, само собой, услышит и несколько новых, довольно «вкусных» ходов, придуманных Эдвином Аутвотером (например, в Enter Sandman и в One). В первую часть концерта отнесены старые «боевики» и песни из альбомов группы, которые вышли между 1999 и 2020 годами. Можно с удовольствием отметить, что Аутвотер справился с аранжировками и оркестровкой не хуже своего предшественника. Даже в таких прямолинейно-­безнадежных песнях, как Confusion и Halo on Fire, где на первый взгляд руб­леные ритмические и примитивные гармонические ходы, казалось бы, не оставляют никакого простора для симфонической мысли, Эдвину удалось удачно обыграть некоторые моменты.

Отдельного разговора заслуживает композиция No Leaf Clover – одна из двух песен, сочиненных Хетфилдом и Ульрихом в 1999 году исключительно для исполнения с оркестром. Второй была Minus Human, но в 2020-м она не исполнялась. Сами участники группы признают, что без оркестра No Leaf Clover не звучит. К вящему наслаждению слуха фанатов группы, в версии 2020 года она стала еще более насыщенной струнными и духовыми партиями, а вокал Хетфилда теперь более драматичный и проникновенный.

Майкл Тилсон-­Томас, в свою очередь, предложил группе сделать два номера в симфоническом ключе. Дирижер рассказал аудитории про племя скифов, умело подведя разговор к тому, что они были очень близки к современным любителям тяжелой музыки (использовали много металла, были дикими и покрытыми татуировками), после чего прозвучала вторая часть из «Скифской сюиты» Сергея Прокофьева – «Чужбог и пляска нечисти», нашедшая, само собой, горячую поддержку со стороны публики. Еще одним номером стал знаменитый симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» (1928) Александра Мосолова. Для многих присутствовавших это был короткий экскурс в советский авангард. Мосолов, которого смело можно назвать предтечей «индустриального» направления в музыке, использовал в этой (и многих других) пьесе приемы звукоизобразительной полиостинатности, рождающей ощущение работы огромного механизма. «Завод» исполнялся уже не только силами симфонического оркестра, но и подключившимися музыкантами Metallica.

Вишенкой на торте, в особенности для поклонников вокальных талантов Джеймса Хетфилда, стало исполнение песни Unforgiven III. Вопреки ожиданиям, при первом прослушивании группа не вступает в песню – ни в том месте, где она начинает играть на альбоме, ни впоследствии. Получилось поистине уникальное, ни с чем не сравнимое исполнение: только Хетфилд a cappella и симфонический оркестр. Признаемся прямо, такого мало кто ожидал, и на видеоверсии концерта видно, что очень многие даже не знали, что сказать. Браво!

Закрывают концерт три самые главные и популярные песни Metallica – скоростная Master of Puppets, проникновенная баллада Nothing Else Matters и зловещая Enter Sandman. Все три были исполнены почти в той же аранжировке, что и в 1999-м, и явились ярким и громким заключительным аккордом выступления хеви-метал-­легенды.

Хочется упомянуть работу звукорежиссеров: новый огромный спортивный комплекс (в отличие от театральной сцены в 1999-м!) предъявлял весьма сложные требования к организации звука и для аудитории, и для записи, в том числе и для видео. Что касается последнего: к картинке в исполнении давнего друга Metallica, снявшего несколько клипов для группы, Уэйна Ишема никаких претензий нет. А вот звук на видео, видимо, в угоду стриминговым сервисам и запросу большинства нынешней аудитории на прослушивание в электронных форматах, получился сглаженным, прилизанным и лишь в некоторых особенно сильных драматических местах выдающим сложные эмоции. А уж эмоций в этом концерте было, поверьте, очень много!

Конечно же, хочется надеяться, что лет через десять мы станем свидетелями еще одного юбилейного концерта. Но даже если этого не произойдет, самое главное мы увидели и услышали: талантливые музыканты и композиторы, в какой бы области музыки, в каком бы стиле они ни работали, всегда могут найти очень удачные точки соприкосновения и создать нечто поистине уникальное и неповторимое.

Metallica и Симфонический оркестр Сан-Франциско
Трагедия и вечный свет События

Трагедия и вечный свет

Фортепианный вечер российско-немецкого музыканта Льва Винокура в Большом зале Петербургской филармонии, названный «In mеmoriam», заставил по-новому взглянуть на проблему трагического в музыке и стал поводом для серьезных размышлений.

Жесткое приземление после полета в Элизиум События

Жесткое приземление после полета в Элизиум

Фестиваль «Другое пространство» стал одним из главных событий московского музыкального года

Титаны и россиянин События

Титаны и россиянин

Шельси, Лигети и Невский на «Другом пространстве»

Противовирусный рейв Теодора Курентзиса События

Противовирусный рейв Теодора Курентзиса

В Перми прошел трехдневный фестиваль «Дягилев +»