«Американские горки» для разума и чувств События

«Американские горки» для разума и чувств

В Московской филармонии Госоркестр Республики Татарстан дал концерт в честь Мариса Янсонса

Очень тонко, символично и красиво – почтить память одного из выдающихся дирижеров, которому в январе 2023 года исполнилось бы 80 лет, Второй симфонией до минор Густава Малера. Когда-то на торжественной панихиде по дирижеру и пианисту Гансу фон Бюлову, перед гением которого Малер преклонялся, композитор услышал хорал Карла Филиппа Эмануэля Баха на стихотворение «Воскресение» Фридриха Готлиба Клопштока: «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого». Из этих строк родилась основная идея Второй симфонии, получившей также название «Воскресение». И, словно перекличка во времени, сегодня звучит признание Александра Сладковского: «Мы очень сожалеем, что Янсонс покинул нас, но, как написано во Второй симфонии Малера, “Ты воскреснешь”: Марис Арвидович с нами всегда – пример и авторитет на всю оставшуюся жизнь»…

При этом «концерт памяти» не превратился в панихиду. Наоборот – в торжество вечной жизни! Сам Малер утверждал, что «традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». И еще, что «симфония должна походить на Вселенную… в ней должно быть все». На концерте ГАСО РТ и было «все»! Настоящие «американские горки» для разума и чувств. Можете себе представить серьезнейший философский трактат в виде захватывающей экшен-драмы? Но у маэстро Сладковского всегда так! Именно поэтому выступления ГАСО РТ неизменно вызывают столь жгучий интерес. У профессионального и сплоченного коллектива есть свой узнаваемый стиль, харизма, подчиняющая, очаровывающая, вовлекающая в свой мир. Чувства, возведенные в абсолют; каждая эмоция – в превосходной степени. Да еще и преподанная ярко, кинематографично, «жирными» мазками. И в то же время невероятно искренне. Нам сегодня не хватает именно искренности – без оглядки, без осторожностей, нараспашку, невзирая на чье-то мнение, не размениваясь на мелочи, без компромиссов с собственным сердцем. Работа по максимуму и на максимуме.

Для будущих исполнителей своей симфонии Малер оставил и в переписке, и в авторских ремарках, тщательно изученных Сладковским, четкий modus operandi: «Я назвал первую часть “Тризна”… в ней я хороню героя моей ре-мажорной симфонии… В то же время эта часть – великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это – только огромная страшная шутка?.. В чьей жизни хоть однажды раздался этот призыв, – тот должен дать какой-нибудь ответ; и этот ответ я даю в последней части». Вот так однозначно и довольно амбициозно, если не сказать, мессиански.

Первая часть – сама по себе полноценная симфоническая поэма. Да, в ней присутствует зов смерти, неумолимый в своей неизбежности, – в аллюзии на Dies irae. Однако у Сладковского уже в этой «заявленной тризне» нет безысходности, нарочитой «траурности», но есть явное предчувствие воскресения. Поэтому и контраст со второй частью несколько сглажен. Хотя, казалось бы, светлая, незамутненная, чуть наивная и уютная радость – что может быть более наглядно противопоставлено «страхам загробным»? Но это всего лишь… «Воспоминание! Солнечный луч, чистый и безмятежный, из жизни моего героя», – так мыслил Малер. Пожалуй, главная «философская загвоздка» заложена в третьей части, где обыгрывается мотив песни «Проповедь Антония Падуанского рыбам» из «Волшебного рога мальчика». Ее сюжет, если особо не вдумываться, провоцирует на гротескность: святой Антоний проповедовал рыбам Слово Божие; результат вполне предсказуем…

Естественно, Сладковского не устраивает такое поверхностное и плоское толкование. Образная сфера здесь гораздо шире и разнообразнее, что с блеском демонстрирует оркестр, буквально играя динамическими оттенками. С одной стороны – изящество, танцевальная легкость. Полет мотыльков на огонь… Но с другой, «Проповедь Антония Падуанского рыбам» – совсем не веселая сатира, а глубокий и трагический сюжет. Если и ирония – то очень и очень горькая. Ведь, к сожалению, рыбы, слушающие Слово, но не слышащие его и продолжающие пожирать друг друга, – это человечество, на протяжении веков наступающее на одни и те же грабли жестокости, алчности и равнодушия. Проповедь святого – это «глас вопиющего в пустыне». Именно такую ремарку Малер предпослал к одной из тем пятой части симфонии. Но уже в третьей она подготавливается исподволь. В интерпретации Сладковского нет издевки, дьявольской насмешки превосходства. Скорее в музыке слышится вздох матери над колыбелью ребенка – горечь знания о тщете жизни. Маэстро четко воплощает замысел композитора: «Тогда жизнь становится для Вас бессмыслицей, страшным сном, от которого Вы, может быть, внезапно проснетесь с криком отвращения».

Анна Аглатова, Александр Сладковский, Агунда Кулаева

Но это не ответ на главный вопрос симфонии! В четвертой части в палитру оркестра вплетается Слово. Вслед за Вагнером Малер трактует голос как еще один полноценный инструмент оркестра. Агунда Кулаева (меццо-сопрано) обладает удивительно красивым тембром: мягкостью, глубиной, полетностью – невесомостью – голоса. Ее тонкая музыкальность позволяет соединить лучшие качества оперного и высококлассного камерного певца. И баланс между солисткой и оркестрантами найден идеально. Нежнейшее pianissimo певицы словно летит над прозрачной оркестровой тканью. Спокойное размышление. Осознание. Откровение. И прозрение!

Пятая часть «взрывается» оглушающим tutti. Малер писал перед премьерой: «Я должен вымуштровать воинства небесные». Да, финал симфонии развивается уже не на земле. Вступление хора (Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», художественный руководитель – Лев Конторович) тщательно подготавливает оркестр. Dämmerung. Сумерки. И закатные, и рассветные одновременно. «То, что создано, должно погибнуть. То, что погибло, – возродиться!» И закат уступает место рассвету. Интересная колористическая находка: четыре трубы, валторна и литавры, находясь за сценой, устраивают «перекличку-зов» с флейтой и флейтой-пикколо из оркестра. Райские кущи, пение райских птиц. И ангелов.

Пусть избитое выражение, но именно ангельский голос Анны Аглатовой (сопрано) царил в самом светлом, ликующем моменте Второй симфонии. В бушующем море звуков, знаменующих всеобщее воскресение, задыхаешься и возрождаешься вновь. Эти мгновения катарсиса хочется не останавливать, но возвращать и переживать снова и снова. И чудо может случиться! Остается только ждать выхода дисков с записями «всего Малера от Сладковского».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди