Сегодня, в берлинском Концертхаусе пройдет концерт, посвященный 30-летию ансамбля unitedBerlin. У его истоков стоял скрипач Андреас Бройтигам – ныне соратник и творческий компаньон Владимира Юровского, занимающего в коллективе позицию artistic advisor.
Накануне выступления Андреас Бройтигам ответил на вопросы Юлии Чечиковой.
ЮЧ Андреас, как произошло, что с падением Берлинской стены – одним из важнейших моментов в истории современной Германии – связано название ансамбля unitedBerlin?
АБ Поиском музыкантов-единомышленников для создания ансамбля, который бы специализировался на исполнении новой музыки, я занялся незадолго до этого действительно эпохального события. Все основатели коллектива играли в оркестрах Восточного Берлина и выступали в то время, конечно, под другим названием. Нынешнее – unitedBerlin – родилось на волне преобладающего тогда воодушевления от произошедших перемен. Для нас воссоединение города открыло множество перспектив – стали доступны новые площадки, но прежде всего решился вопрос контактов с представителями новой музыки. Ее презентацию мы и взяли на себя. Проводя параллель с изобразительным искусством, мы выбрали роль посредника, как бы галериста, роль интерпретатора музыкального авангарда, стремящегося наладить диалог между создателем – композитором и тем, кому это искусство адресовано.
ЮЧ У музыкантов не возникало беспокойства по поводу того, что современная музыка предназначена для очень узкой аудитории?
АБ Действительно, новая музыка предполагает определенную нишу, но для этого и нужны специалисты, относящиеся к ремеслу со всей страстью. Так что узкий круг ценителей нас не отпугнул, а даже наоборот.
ЮЧ В ваши программы нередко попадает классика авангардного направления.
АБ Она важна для нас как основа – и с точки зрения содержания, и в техническом отношении. Знакомая с ней слушательская аудитория сможет проникнуть в замыслы и более поздней музыки.
ЮЧ Какое место в современном музыкальном Берлине вы отводите unitedBerlin?
АБ Поиск собственной позиции принадлежит к задачам тех коллективов, которые стремятся найти место на «рынке». И на этом пути многое постигается методом проб и ошибок… Однако я считаю, что сейчас мы нашли свое место в Берлине, и на него вряд ли кто-то сможет претендовать: наши программы и проекты – для солидных составов; нас поддерживает Владимир Юровский. Такую крепкую позицию мы заняли не сразу, этому предшествовал длительный период изучения литературы для струнного квартета и ансамблей смешанной камерной музыки.
Владимир Юровский: Для меня дружба с unitedBerlin – залог интеллектуального музыкального здоровья
ЮЧ Если вы уж сами заговорили – как рядом с unitedBerlin возникла фигура Владимира Юровского? В чем вы видите главную ценность сотрудничества?
АБ Наше творческое взаимодействие восходит к началу 90-х годов, когда Владимир был приглашенным дирижером в берлинской Комише опер. В период с 1994 по 2002 год, прежде чем его карьера стремительно взлетела вверх, мы сделали несколько совместных проектов. В 2010 году по инициативе Берлинского Концертхауса наше сотрудничество с Владимиром возобновилось, а пять лет спустя мы получили статус ансамбля в резиденции Концертхауса, с Юровским в качестве художественного руководителя. Помимо его отточенной дирижерской техники, владения широчайшим репертуаром вкупе со знанием музыкально-исторических контекстов, способностью легко и ненавязчиво интерпретировать эту информацию, я бы отметил его умение слушать и слышать другое мнение, принимать решения коллегиально. Ну и, конечно, его ледяное спокойствие в день концерта.
мы выбрали роль посредника, галериста, интерпретатора музыкального авангарда, стремящегося наладить диалог между композитором и тем, кому это искусство адресовано
ЮЧ Современная музыка, равно как и музыканты, коллективы, исполняющие ее, нуждаются в поддержке. Кто оказывает вам содействие?
АБ Существует различие между постоянной поддержкой и финансированием одного конкретного проекта. Берлин не может похвастаться вливаниями на регулярной основе, но здесь приветствуют отдельные инициативы. В последние несколько лет у нас появилось ощущение стабильности, прежде всего, благодаря вниманию со стороны упомянутого Концертхауса. В самостоятельных же проектах заинтересованы влиятельные институции, в чьей прерогативе – развитие современной музыки. Это Департамент культуры Сената Берлина и ряд частных фондов.
ЮЧ Как ансамбль взаимодействует с современными композиторами?
АБ Случается, что какие-то имена возникают по рекомендации музыкантов ансамбля – люди заводят знакомства на других проектах и, если опыт положительный, то предлагают связаться с автором, о котором ранее никто ничего не знал. Мы – сторонники расширения круга творческого общения.
ЮЧ Какие у ансамбля насущные проблемы, и что нужно для их решения?
АБ Деньги, деньги, деньги, если можно так сказать, и если думать, что это – универсальный способ избавиться от проблем. То, что действительно важно в условиях постоянно ограниченного финансирования: хорошие концертные площадки, расходы на аренду которых не поглощали бы треть бюджета; репетиционная база; адекватные затраты на издание партитур и партий. Приемлемые суммы гонораров артистам ансамбля тоже настроили бы на более спокойный творческий процесс.
Перевод с немецкого – Александра Филоненко