Торжественное мероприятие прошло при участии членов его семьи – дочери Ольги, тоже композитора, и внучки Мананы Гогитидзе, актрисы и певицы. Она, конечно же, с большим удовольствием исполнила произведения дедушки из избранных фильмов. Музыкальную эстафету продолжил стремительно набирающий популярность молодой пианист Юрий Моисеев. Под его пальцами ожили «Полька-галоп» из «О бедном гусаре замолвите слово» и вальс из «Берегись автомобиля».
«Андрей Петров. Не только кино» – так называется проект. Для широкой публики это имя прочно ассоциируется с кинематографом, фильмами Эльдара Рязанова. Но Андрей Павлович творил в самых разнообразных жанрах – именно об этом и рассказывает экспозиция. Ее подготовил Российский национальный музей музыки в партнерстве с Фондом сохранения и развития творческого наследия Андрея Петрова, Союзом композиторов России и Государственным центральным музеем кино. Здесь можно увидеть рукописи сочинений мэтра, нотные издания, живописные эскизы к его оперным и балетным спектаклям, программки к постановкам. В одном из разделов воссоздан кабинет мастера: тут его рабочий стол, очки, письменный прибор, настольная лампа. 164 предмета привезли из семейной квартиры в Санкт-Петербурге.
Выставка примечательна эксклюзивными экспонатами. Например, представлены подлинные эскизы декораций Энара Стенберга к «Сотворению мира», письмо к Петрову Жана Эффеля – художника, чьи карикатуры послужили основой для балета. Все это, а также фото с премьеры 1971 года в Театре имени Кирова с поистине звездным составом (Ирина Колпакова, Наталья Большакова, Вадим Гуляев, только Михаила Барышникова в роли Адама нам не показывают) привлекут внимание любого балетомана. На эту же тему – чайные пары с изображениями двух первых людей на Земле. Про вокально-хореографическую симфонию «Пушкин», которую в прошлом году Театр классического балета Касаткиной и Василёва показывал в Большом театре, тоже не забыли: пришедшие в музей видят партитуру, клавир произведения и кадры с исполнителями главных партий – Маратом Даукаевым, Ольгой Лиховской и Надеждой Павловой. Оперы «Маяковский начинается» и «Петр I» также обрели зримое воплощение через различные предметы, а фильмы, к которым Петров писал музыку, представлены киноафишами.
Для большего интереса и вовлеченности гостей в тематику создатели выставки используют различные виды взаимодействия с ними. Например, посетителей встречает телефон, по которому можно «позвонить» и услышать голос самого Петрова, рассказывающего о своей квартире. Или специально сооруженный в пространстве «шкафчик», створки которого любой может приоткрыть и прочитать внутри интересные рассказы коллег и друзей композитора.
«Мы представляем не только разные грани творчества Андрея Петрова, но и показываем многообразие его личности. К примеру, он был очень остроумным человеком», – говорит куратор выставки Наталья Тартаковская. В подтверждение этих слов можно вспомнить историю с «салфетками» с изображениями оперных театров мира, в которых, как шутил Андрей Павлович, не шли его сочинения. В Музее Чайковского можно увидеть и их. И, конечно, знаменитое высказывание гения, которое здесь тоже цитируют: «Я – Петров, живу на Петровской улице в Петербурге, в квартире – пианино Petroff, перед окнами – дом и ботик Петра Первого, поэтому опера о нем понадобилась, дабы комплект был полным».
Так что идея показать легендарного композитора со всевозможных ракурсов создателям проекта вполне удалась. Оценить их работу собственными глазами можно до шестого февраля. Любой желающий может воспользоваться бесплатным аудиогидом по QR-коду или записаться на экскурсию по выставке.