Наконец-то собрал полный комплект АНСовских пластинок. АНС, названный в честь Александра Скрябина, – один из первых многоголосных синтезаторов в мире, чудо и подвиг инженерной мысли его конструктора Евгения Мурзина, уникальный инструмент, который предвосхитил и реализовал мечты советских фантастов об электронных органах будущего, исполняющих музыку небесных сфер. АНС представляет собой прообраз музыкального компьютера с графическим интерфейсом, появившийся еще в конце 1950-х. Его неземным голосом говорит мыслящий океан Солярис в знаменитом фильме Андрея Тарковского. АНС до сих пор принадлежит миру будущего: равных ему по тембральным возможностям нет, и вряд ли они появятся.
Однако история этого инструмента – о том, как его пытались из будущего исключить и справились с этой задачей. Последние десятилетия АНС, дважды чудом спасенный от уничтожения, доживает свой век в Музее Глинки среди музыкальных шкатулок, патефонов и прочих динозавров своей эпохи. Две эти пластинки – «АНС» и «Музыкальное Приношение» (да еще «Метаморфозы» Артемьева/Мартынова/Богданова для Synthi 100) – вот и все, что уцелело и сохранилось из сделанного в Экспериментальной студии электронной музыки, основанной Мурзиным в творческом НИИ-лаборатории, в которой когда-то собирались самые прогрессивные музыкальные умы Москвы, да и не только. О том, что это был за оазис свободомыслия в советской стране, можно почитать в недавнем интервью Мартынова на Colta.ru. К сожалению, Мурзин умер в 1970-м, не успев запустить АНС в серийное производство и реализовать всех своих идей, и постепенно советская бюрократия съела Студию электронной музыки. Революции, сопоставимой с появлением шёнберговской додекафонии, не случилось. Эти пластинки дают возможность пофантазировать о том, какой она могла бы быть.
#нетленкивзастенках #year1968 #АНС #ANS #soviet #electronic #евгениймурзин #nofuture