Антология “русскости” События

Антология “русскости”

Валерий Гергиев представил три симфонических концерта в рамках Московского Пасхального фестиваля

Три выступления в течение дня. Три полноценные симфонические программы русской музыки. Три симфонии и три фортепианных концерта, сыгранных с эталонным качеством оркестром Мариинского театра и русскими звездами пианистического олимпа – Денисом Мацуевым, Даниилом Трифоновым, а также талантливым корейским пианистом Сон Чжин Чо (все трое в разные годы и с наградами разного калибра вошли в историю Конкурса Чайковского). Простая арифметика одного дня концертного тура, но в руках худрука Московского Пасхального фестиваля трилогия концертов превратилась в высшую математику размышлений. Музыкальных и философских. О русской культуре и нашей «русскости».

Каждая из симфоний возникла звуковой «картиной мира», где высвечены типические черты русской ментальности: устремленность к необъятным далям и ностальгическая грусть (Вторая Рахманинова), предначертанность и трагизм (Четвертая Чайковского), иносказательность и обманчивая парадность (Девятая Шостаковича). В жанре фортепианного концерта эту тему продолжили Третий концерт Рахманинова в отполированной до глянцевости интерпретации Дениса Мацуева, Первый Чайковского в каноничном прочтении молодого корейского солиста и Четвертый Рахманинова в глубоком и очень личном повествовании Даниила Трифонова. Эффектными преамбулами – приглашениями слушателей в дивный мир «русскости» – прозвучали первоначально не заявленные в программе живописный «Рассвет на Москве-реке», блестящий Полонез из «Евгения Онегина» и импрессионистское «Волшебное озеро» Лядова.

Надо признать, что играть 9 мая в Москве, в километре от Кремля, спустя пару часов после Парада Победы обязывает и к определенным ожиданиям. Ожидания слушателей первого из трех концертов, объявленного благотворительным, сполна окупил тематический «деньпобедный» бис Дениса Мацуева – блестящее попурри музыканта на темы песен военных лет.

Благотворительный формат – еще один «знак качества» Московского Пасхального фестиваля и лично маэстро Гергиева. Вопреки сумасшедшему графику концертного марафона, он мощным ледоколом проламывает границы восприятия. Не обращая внимания на звенящие телефоны или зрительские аплодисменты между частями циклов, на слушательскую непросвещенность (не потому ли дирижер не считает обязательным предварять исполнение конферансом или печатной программкой?) или циничные выходы зрителей «чтобы позвонить», он, кажется, вовсе не стремится воспитывать свою публику. Он увлекает в свой мир силой духа. И тогда, когда во время бисов солистов продолжает служить музыке, оставаясь на сцене в смиренной позе слушателя и открывателя музыкальных миров. И тогда, когда от концерта к концерту своего «победительного» триптиха не только не теряет, но, напротив, наполняется сам и наполняет слушателей энергией созидания. «Творить благо» для него значит не только одарить бесплатным билетом, но прежде всего поднять слушателей на высоту собственных открытий.