В сентябре исполнилось двести лет со дня рождения Антона Брукнера – автора, творчество которого до сих пор для многих осталось непонятным и герметичным. Его самую популярную симфонию, принесшую ему столь долгожданную славу, вместе с Симфоническим оркестром Берлинского радио записал присоединившийся к празднованиям Владимир Юровский – один из заметных дирижеров нашего времени. Несмотря на несметный поток альбомов к юбилею мастера, возможно, именно эта запись – лучшее из всех сделанных в этом году подношений.
Наряду с Пятой, Восьмой и Девятой Седьмая Брукнера входит в сонм наиболее высокоценимых романтических симфоний и являет собой предфинальный лик австро-немецкого симфонизма. Непомерная длина отдельных частей и целого, изощренная тематическая работа и богатство гармонии соседствуют в ней с несовершенной, по мнению некоторых критиков, оркестровкой и схематизмом формы, продиктованным его навязчивой идеей постоянного повторения ранее найденного идеала – бетховенской Девятой симфонии. Вышеназванное делает музыку Брукнера, с одной стороны, желанной в репертуаре каждого видного дирижера, с другой стороны – ставит перед каждым из них подчас непосильные задачи. Выбор редакции (бóльшая часть его симфоний существует в нескольких редакциях разной степени удачности), подход к темпам, оркестровый баланс – все эти подводные камни зачастую удавалось преодолевать только большим знатокам австро-немецкого репертуара: Фуртвенглеру, Кнаппертсбушу, Йохуму, Челибидаке и Асахина. Их многочисленные записи стали эталонными, утвердили определенный канон и надолго закрепили за музыкой Брукнера эпитеты «тяжеловесная» и «пафосная».
Исполнение Владимира Юровского, отмеченное пятью звездами в рецензии The Guardian, объективно и соответствует скорее его интроверсивному стилю «музыковеда» за дирижерским пультом. Подобное прочтение близко по духу малоизвестной записи Пауля Хиндемита, в которой тот со своим антиромантичным, сдержанным и даже деловым стилем управления оркестром предвосхитил симфоническое звучание XXI века. Присущие старой школе величие и погружение в саму суть творчества композитора сочетаются в подходе Юровского с резонирующим с современностью стремлением к обновлению звучания. Громоздкие репризы и бесконечные повторения тематического материала слушаются значительно легче в избранном дирижером быстром темпе, грузная оркестровка оттенена тонкой и изящной нюансировкой, а подробная детализация позволяет услышать скрупулезную контрапунктическую работу. При этом нельзя сказать, что образная сфера симфонии претерпевает глубинные изменения: медленная часть все так же звучит, как поминальная песнь по умершему Вагнеру, а скерцо – как еще одна картина Страшного суда. Просто все красоты строгой и чистой музыки Брукнера начинают играть более деликатными, скромными красками, непривычными и свежими после десятков напыщенных интерпретаций.